Российский литературный портал
GAY.RU
  ПРОЕКТ ЖУРНАЛА "КВИР" · 18+

Авторы

  · Поиск по авторам

  · Античные
  · Современники
  · Зарубежные
  · Российские


Книги

  · Поиск по названиям

  · Альбомы
  · Биографии
  · Детективы
  · Эротика
  · Фантастика
  · Стиль/мода
  · Художественные
  · Здоровье
  · Журналы
  · Поэзия
  · Научно-популярные


Публикации

  · Статьи
  · Биографии
  · Фрагменты книг
  · Интервью
  · Новости
  · Стихи
  · Рецензии
  · Проза


Сайты-спутники

  · Квир
  · Xgay.Ru



МАГАЗИН




РЕКЛАМА





В начало > Публикации > Рецензии


Реальное проникновение
(рецензия на книгу: "Порнографическая поэма")

Роман "Порнографическая поэма"   Майкла   Тернера  заставляет вспомнить Селинджера и Коупленда.

Фотография на задней обложке представляет фото автора среди чащи истерических возгласов: "Священное" чудовище американской контркультуры…", "В литературе это происходит впервые…" и тому подобное.

Похожий на голливудского актера в роли гламурного сутенера крендель - это  Майкл   Тернер , писатель из Ванкувера, успевший побыть музыкантом, сценаристом и немного - актером.

Автор романа "Hard Core Logo" по которому Брюс Макдональд поставил фильм, скатавшийся на каннский кинофестиваль. Также по этой книге, посвященной рок-музыке, была поставлена пьеса, выпущен комикс и майки. Кружек и значков с "Hard Core Logo" кажется все же не делали.

Хотя по "Порнографической поэме" не делали даже маек, именно с этим романом Тернер появился как настоящий писатель - в большом издательстве и в твердой обложке. Книга стала одним из главных литературных событий Канады в 1999 году.

И не надо иронии - в том же Ванкувере торчит уже четверть века Уильям Гибсон, а значит, место того стоит.

Главный герой книги - мальчишка-подросток. Все начинается с допроса - парень рассказывает, как первый раз зашел в порнокинотеатр. Кто задает вопросы (и будет задавать их до самого конца книги), станет понятно только в финале. Ну хорошо - приблизительно понятно. А из ответов сложится история, достаточно оригинальная, чтобы увлечь, и достаточно тонкая и грустная, чтобы стать больше того, чем кажется на первый взгляд.

Парень вспоминает школу, соседа-педофила, свою девушку Нетти, страдающую пороком сердца, ушедшего отца и самое главное - учительницу, которая показала, как снимать кино. Они с одноклассниками делали ученические фильмы, но всерьез - сценарий, раскадровка, монтаж, саундтрэк.

Искусство пленяло, но в руки не давалось, а воздух вокруг был насыщен сексом, как это обычно бывает в пятнадцать лет в большом городе.

Однажды парень случайно снял на камеру занятную сцену, которую устроили на балконе пьяные сосед с соседкой и их собака. Знакомый драг-дилер предложил показывать это в клубе за деньги. И скоро школьник выпускного класса уже снимал десятки порнофильмов с актерами из ванкуверских трущоб с мелким гангстером в качестве продюсера.

Как это обычно бывает в жизни, дела шли хорошо, пока не пошли плохо, еще хуже и, наконец, совсем скверно - просто хуже некуда.

В сущности, ничего шокирующего в "Порнографической поэме" нет. Порно давно уже не маргинальный жанр, прогрессивные авторы и режиссеры обсосали все косточки, отыскали все экзистенциальные и социальные бездны. Реальное проникновение на экране респектабельного артхаусного кинотеатра, было главным кинотрендом несколько лет назад, когда один за другим выходили фильмы вроде "Ложь", "Интим", "Трахни меня". И если бы Тернер в самом деле писал роман о порнографии, остаться бы ему очередным модным сочинителем.

Но каждая книжка про подростка немного "Над пропастью во ржи". Эта - больше прочих. Мягкая ритмичная интонация, напоминающая Дугласа Коупленда, позволяет Тернеру без стыков переплетать историю первой любви с жесткими эротическими сценами, мир улицы - с рассуждениями о киноискусстве, некоторый мистицизм - с прозой полицейского допроса. Эксперименты с повествовательной формой, слегка пробуксовывая на первых страницах, не мешают его точной, выверенной прозе, меланхоличная чувственность окрашивает историю в размытые тона сновидения.

Достойный перевод довершает дело.

В сущности,  Майкл   Тернер  очень старомодный человек. Сочинительство он понимает как рассказывание истории, которая должна тронуть. Все прочее - актуальность формы, существенность темы, экспрессивность высказывания - только средства. В силу очевидного таланта, средствами он владеет прекрасно.

А сама история занимательна в достаточной мере, чтобы еще долго смотреть на подростков без раздражения.

Антон Костылев, Gazeta.Ru, 21 января 2004 года



О людях, упомянутых в этой публикации



· Майкл Тернер

Смотрите также


· Gazeta.Ru