В начало
> Публикации
> Статьи
Кэти Акер, сексуальная революционерка
Кэти Акер (Kathy Acker)
|
|
Кэти Акер называют самой эпатажной писательницей США. Говорят о жесткости и натуралистичности ее постмодернистических произведений. В своих романах Акер изображала героев, которым нет дела до стереотипов и которые находятся в непрерывном поиске самих себя и себе подобных.
Кэти Акер родилась в Нью-Йорке в 1947 году в зажиточной семье евреев немецкого происхождения. Ее учили быть хорошей и послушной девочкой, но, будучи не в силах противостоять родительскому давлению, она пряталась и подолгу бывала одна. И пробовала писать - это было единственное, что у нее не могли отнять и за чем не могли уследить. Именно в письме маленькая Кэти обретала свободу. По ее словам, она выражала на бумаге все свои желания, главным из которых, было освобождение от какого бы то ни было влияния и контроля.
Антипатриархальная война
|
При первой же возможности, повзрослевшая Акер сбежала из под родительского крова и, как сказали бы родители, начала водить дружбу со "всяким отребьем" - богемными писателями и художниками, к которым ее всегда влекло. Она не остановилась даже перед тем, чтобы стать стриптизершей и какое-то время танцевала в одном из нью-йоркских баров. Кэти любила эпатировать - она носила сумасшедшие панковские "прикиды", делала татуировки, пирсинг. Это были первые проявления ее свободолюбивой натуры, в полной мере выразившиеся в ее многочисленных романах. В них Акер с завидным упорством стирала грань между автором и читателем, вовлекая последнего непосредственно в сам сюжет, а также уничтожала различия между полами. Это было частью ее антипатриархальной войны, которую она объявила миру, где Система контролирует и подавляет всякое инакомыслие. Вот почему ее главные герои - это всегда женщины, восстающие против "неправильного" мира, который, впрочем, и сам пожирает себя, как, например, в романе "Империя Бессмысленного". Там Париж разрушен алжирскими революционерами, и на его обломках героиня романа по имени Эбхор пытается построить собственный, лучший мир, в котором все будут равны и свободны.
В романах Акер герои переживают удивительные трансформации, становясь то роботами, то пиратами, то героями мифов, а то и вообще лицами разных полов. У читателя голова кругом идет от этих метаморфоз, призванных послужить разрушению привычной схемы мироощущения современного человека. К тому же, персонажи Акер обладают "плавающей" сексуальностью, которая заставляет их поддаваться влечению как к мужчинам, так и к женщинам. Акер ввела понятие полисексуальности, которое во многом характеризует ее героев и провозглашает свободу выбора их сексуального поведения. У героев Акер удивительно чистый, незамыленный взгляд на все, что они видят вокруг себя. Они настоящие герои мифов, живущие в полуснах и полуреальности - эти калейдоскопические миры сознания чем-то напоминают наркотические мечты Берроуза о свободной стране, где живут лишь до зубов вооруженные геи. Акер же создавала свои миры из снов и заимствованных мифологических дискурсов, перекроенных на ее лад, но без помощи наркотиков и агрессивных геев, хотя последние были явно привилегированными "жителями" в мире ее литературных произведений.
Акер также обожала заимствовать куски чужих произведений, вставляя их в собственные работы, за что даже привлекалась к суду и яростно отстаивала до конца свою постмодернистскую точку зрения, согласно которой опубликованное произведение становится общественным достоянием, и каждый волен использовать его так, как ему заблагорассудится.
Крещение грязью
|
Акер обожала заимствовать куски чужих произведений...
|
Акер всегда волновали проблемы геев и лесбиянок. Живя в Лондоне, она намеренно стала писать только о геях, выражая протест против законов, принятых правительством Тэтчер. Законов, которые косвенно ущемляли права геев. Вообще, идея бунта социального всегда рифмовалась у Акер с идеей бунта сексуального. Акер всегда волновали проблемы геев и лесбиянок. Идея бунта социального всегда рифмовалась у Акер с идеей бунта сексуального. Например, в одном из ее романов она описывает сцену знакомства татуировщика и пирата. Оба маргинала соединяются в экстазе познания друг друга, подкрепленного их особенным социально-духовным статусом. В последнем и единственном переведенном на русский язык произведении -
"Киска, король пиратов" - Акер объединила несколько чужих работ и на этом построила собственный сюжет: в поисках любви и покоя героиня романа "История О" блуждает по миру призраков и живых людей.
Искомое она находит в компании девчонок-пиратов из романа Стивенсона "Остров Сокровищ". Потрясающие по своей силе, глубине и эротичности сцены любви между жестокими, но ранимыми девчонками являются одним из лучших примеров "романа воспитания наоборот", где героини Акер проходят крещение телесными выделениями и грязью, грязью как морального, так и материального свойства. После своеобразного катарсиса героини этого романа приходят, как всегда у Акер, к подобию гармонии под негармоничным небом самого негармоничного из миров.
Кэти Акер умерла в возрасте пятидесяти лет при попытке вылечить рак груди нетрадиционными методами. Она до конца оставалась несгибаемой и свободолюбивой личностью, и даже страх смерти не сломил ее. Она до конца шла своим путем. От нее нам остались непереведенные на русский язык многочисленные оригинальные романы и остроумные эссе, читать которые - одно удовольствие, особенно если знаешь, к чему клонит их автор - к свободе и радости от осознания неповторимости свободной личности.
Максим Черников
О людях, упомянутых в этой публикации · Кэти Акер
Смотрите также
· Купить книгу Кэти Акер "Киска, король пиратов"