Казахстанская феминистская инициатива "Феминита" и Крёльский культурный центр в конце апреля представили поэтический сборник квир-поэзии "Под одной обложкой". В книге - 21 подборка стихотворений поэтов из разных стран, в том числе из России.
Фото facebook.com/kazfeminita
|
Сборник вышел в двух форматах - на бумаге и в электронном виде.
"Что такое квир? Что такое поэзия? Можно ли прояснить нечто непонятное с помощью еще более непонятного? Иногда, наверное, можно. Слово "квир" не стало бы таким популярным, если бы не потребность в неоднозначных и потенциально расширяемых знаках, пригодных для выражения противоречивого опыта современности. Мы примеряем новые слова к себе - те ускользают, текут сквозь пальцы, неуловимо меняя свои оттенки и коннотации, словно бы приглашая к игре. Но эта игра словами никогда не была невинным или безопасным занятием. Составляя сборник, мы думали именно об этом", - размышляют составители книги "Под одной обложкой" Мария Вильковиская и Руфь Дженрбекова.
"Квир - это не идентичность, а действие, не существительное, а глагол, - продолжают составители. - Суть этого действия заключается в свободном саморазвитии и сопротивлении той нормализации, которая часто переживается как насилие, в лучшем случае - как своего рода давление "общества" (семьи, религиозных предрассудков и т.д.). Поскольку в основе этого давления находятся патриархальная установка мужского господства, понятие "квир" неотделимо от современного понимания феминизма - того самого, который не только для женщин (и который, если на то пошло, вообще не слишком хорошо представляет себе, как отличить женщин от неженщин). Что этот квир-фемнизм распознает хорошо - так это практики гендерного принуждения, насилия и экономической эксплуатации, которые так распространены, что воспринимаются большинством как пресловутая "норма" - будь то идея мужского превосходства, капитализм, гетеронормативность, моногамия, мифология крови или медикализация гендера и сексуальности".
Проект удалось выполнить при поддержке Норвежского Хельсинкского комитета.
Среди авторов сборника, известных российской аудитории, назовем Настю Денисову, Елену Георгиевскую и Лиду Юсупову.