Российский литературный портал
GAY.RU
  ПРОЕКТ ЖУРНАЛА "КВИР" · 18+

Авторы

  · Поиск по авторам

  · Античные
  · Современники
  · Зарубежные
  · Российские


Книги

  · Поиск по названиям

  · Альбомы
  · Биографии
  · Детективы
  · Эротика
  · Фантастика
  · Стиль/мода
  · Художественные
  · Здоровье
  · Журналы
  · Поэзия
  · Научно-популярные


Публикации

  · Статьи
  · Биографии
  · Фрагменты книг
  · Интервью
  · Новости
  · Стихи
  · Рецензии
  · Проза


Сайты-спутники

  · Квир
  · Xgay.Ru



МАГАЗИН




РЕКЛАМА





В начало > Публикации > Проза


Жан Кокто
Игорь Стравинский и Русский балет

Из книги "Петух и Арлекин" Приложение № 1
Фрагменты: "Игорь Стравинский и Русский Балет" (Разогнанная Свадьба). Клочки Текста

Лучше всего, когда детский талант развивается в неблагоприятных условиях, сбивается с пути, растрачивается попусту и в конце концов вдруг сам обнаруживает все свои заблуждения и преодолевает их. Куда хуже, если ошибки детства совершаются на безоблачном пути, когда дарование растет в благополучии и к срыву не готово.(.. .)

Непослушание и дурной вкус, свойственные юности, помогают сберечь изначально заложенный у ребёнка талант, а выявляется он лишь позже, причём болезненно, исподволь, понемногу, копотливо. Его выроют, как статую Венеры.

А потому не досадуйте на свои ошибки, даже на крупные. Эта обуза тяжела, и превратностей пути она так и не облегчит. Рано или поздно вы вернётесь, переведёте дух, бросите взгляд на пройденное и изумитесь. Худшее из того, что окружающие смогут противопоставить этой титанической работе, - неблагодарность. На пути к желанному уединению минуешь много всяких пристанищ, и повсюду тебя упрекнут либо в нахлебничестве, либо в неуплате за постой. В итоге общество поймёт весь твой многострадальный путь лишь как проявление эгоизма, непостоянства и разбросанности.

Вспомните девушек-цветочниц! Так вот, "Русский балет" я отношу к современному классу девушек-цветочниц - самых прелестных по-девичьи и самых цветущих.

Я предчувствовал, что моему восторгу (перед Русским балетом) нужно будет искать объяснение, последние муки совести перед тем, как покинешь жильё, не заплатив за постой. Было это в 1910 году. Нижинский танцевал в спектакле "Видение розы". Смотреть из зала я не стал, а пошёл обождать его за кулисами.

Там интереснее. Одарив девушку поцелуем, Призрак розы вылетает в окно... и уже за сценой падает прямо к помощникам. Те брызгают ему водой в лицо, растирают его полотенцами словно боксёра. В их грубой расторопности - своя нежность. Мне не забыть этого грома оваций. Перед глазами так и будет стоять этот юноша, вымазанный гримом. Он хрипит, весь мокрый, держась одной рукой за сердце, другой - за край декорации, либо оседает без чувств на стул. Но вот опять его взбодрили, отхлестав по щекам, облив, встряхнув, и он приветствует публику улыбкой.

Вот в таком полумраке, среди лунного света прожекторов, я и повстречал Стравинского.

Тогда Стравинский заканчивал "Петрушку". Об этом произведении он рассказал мне в игорном зале в Монте-Карло.

"Петрушку" представили в Париже 13 июня 1911 года. Помню закрытую репетицию в театре Шатле. Сегодня эта вещь в полной красе, а тогда весь её букет был до обидного скомкан. Дилетантам с их привычкой к упрощениям и вовсе не охватить целостности русской народной души. Она не хнычет в томлении, а целеустремленно продвигается, добиваясь своего в едином порыве, как взлёт барабанной дроби.

Композитора признавали пока лишь отдельные знатоки, но "Петрушку" постепенно приняла и широкая публика.

"Петрушка" занял, наконец, подобающее достойное место: во-первых, благодаря фольклорному содержанию, а во-вторых - как аргумент против дальнейших новаций. В этом-то и заключается обыкновение публики - еле плестись от одного произведения к другому с извечным опозданием на один шедевр, усваивая предыдущее ради ниспровержения последующего. Как говорится, вечно невпопад. До знаменитой премьеры "Весны священной" мы со Стравинским виделись редко.