Российский литературный портал
GAY.RU
  ПРОЕКТ ЖУРНАЛА "КВИР" · 18+

Авторы

  · Поиск по авторам

  · Античные
  · Современники
  · Зарубежные
  · Российские


Книги

  · Поиск по названиям

  · Альбомы
  · Биографии
  · Детективы
  · Эротика
  · Фантастика
  · Стиль/мода
  · Художественные
  · Здоровье
  · Журналы
  · Поэзия
  · Научно-популярные


Публикации

  · Статьи
  · Биографии
  · Фрагменты книг
  · Интервью
  · Новости
  · Стихи
  · Рецензии
  · Проза


Сайты-спутники

  · Квир
  · Xgay.Ru



МАГАЗИН




РЕКЛАМА





В начало > Публикации > Рецензии


Виктория Суковатая. Андрогин как гражданин мира, или Cultural Studies сексуального другого
(рецензия на книгу: "100 кратких жизнеописаний геев и лесбиянок")


Румынское издание книги The Gay 100 (2002)

Андрогин - совершенный человек в философии Платона, совмещающий в себе особенности мужского и женского пола, а потому - способный превзойти самих богов, за что и был наказан завистливыми небожителями.

Вместе с тем современные гендерные исследования утверждают, что традиционные человек чувствует себя крайне некомфортно, не будучи в состоянии квалифицировать культурный, - легитимный, - пол визави. Гетеросексуалaми, привыкшими считать себя "наследными половинками" некогда целостного андрогина, и, поделившими весь мир в терминах "М" и "Ж", трасвеститы, транссексуалы, би - сексуалы, гомосексуалы... и т.д. воспринимаются как "реальная угроза" законному миропорядку (читай: узаконенному способу распределения власти, где маскулинность символизирует пространство "господства" и "доминации", а феминность - "зависимости" и "подчинения" ). Традиционному обществу выгодно, чтобы биполярная модель производства сексуальных идентичностей представлялась не как арте - факт культуры, а как прямое следствие биологии, присущее всему животному миру. В этом контексте гетеросексуальное общество награждает однополую любовь множеством диагнозов, единственная цель которых - доказать ее ущербность: "врожденная патология", "дурная наследственность", "разврат", "отрицание законов природы", "преступление", "извращение", "мутация"... Следствие: полицейские погромы, тюремные изнасилования, моральное и физическое унижение, разрушенные судьбы, классическим примером чему является история Оскара Уайльда.

На этом фоне книга Пола Рассела, название и структура которой напоминают фрагменты издания "Жизнь замечательных людей" по количеству громких имен, приведенных в ней - Сократ, Сафо, Святой Августин, Микеланджело Буонаротти, Королева Швеции Христиана, Леонардо да Винчи, Байрон, Мартина Навротилова и др. - на самом деле не является ни историко - философским, ни психосоциальным трактатом, ни Case Studies по гомосексуальности в стиле фрейдовского "Случая Доры". Более всего книга Пола Рассела, который, кстати, на первой странице заявляет, что и сам относится к геям, а является "ответом на брошенный вызов". Столетиями навязываемый геям и лесбиянкам комплекс ущербности по отношению к "полноценной" (читай: гетеросексуальной) культуре, вынудил автора занять как бы "оправдательную" позицию. Несмотря на рафинированность изложения (в тексте отсутствует какой бы то ни было намек на фривольность!) и эстетский лоск, коллекция биографий знаменитых геев и лесбиянок выполняет функцию политического памфлета В ней мало место уделено описанию собственно геевской или лесбийской культуры, этапам развития однополой сексуальности, или самим любовным историям, сделавшими знаменитыми их героев. В бинаризированном, черно - белом обществе декларирование других сексуальных предпочтений становится политическим актом, вследствие которого сугубо личный интимный интерес переносится на арену публичного сражения - за право на индивидуальность, а сам субъект выбора превращается в объект визионерства в доме со "стеклянными стенами". Так, безусловно, перевод и издание книги Пола Рассела является важным и успешным этапом в аспекте развития Прав Человека и открытого демократического общества, ломающей рамки традиционного противопоставления "приватной" и "общественной" зон. И в сознании постсоветского общества должна закрепиться идея, что свобода на выбор гендерной идентичности и сексуальной ориентации - неотъемлемое право каждой Личности. Кстати, аббревиатуру gay в США принято расшифровывать как "Good as You", смысл которой в том, что сексуальные "другие" - ничем не хуже тебя, их осознанный выбор и н о г о типа желания и телесного самовыражения не делает их отщепенцами, не обрекает на культурную изоляцию и не означает более низких интеллектуальных, моральных или творческих способностей. Напротив, гей -культура, уходящая корнями в даль тысячелетий, внесла немалую лепту в развитие мировой истории и давно нуждается в рефлексии и артикуляции.

Любознательный читатель почерпнет немало интересной культурологической информации о выдающихся личностях прошлого и настоящего, объединяет которых в списке Пола Рассела тот факт, что каждого из них коснулся "свет голубой луны". С одной стороны, это выдающиеся писатели, художники, музыканты - Юкио Мисима, Артур Рембо, Поль Верлен, Виржиния Вульф, Сергей Дягилев, Паоло Пазолини), в среде которых наиболее ярко и явно визуализировались однополые предпочтения. С другой стороны, автор включил в свой сакраментальный список личностей не столь популярных, однако внесших значительный вклад в борьбу сексуальных меньшинств за свои права. Малоизвестные широкой публике - Магнус Хиршфельд, Мери Уоллстонкрафт, Адрианна Рич, Кейт Милетт, Микелянджело Синьори, - были теми, благодаря деятельности которых в современной евро - американской панораме идеи сформировалось более толерантное отношение к сексуальным "другим"; белым, цветным, богатым и бедным. Что представляется особенно симпатичным, это демократические взгляды автора, которые выразились в том, что на страницах своей книги он отдал дань уважения безымянным защитникам прав гео - меньшинств, происходящим из рабочих кварталов, или экономически бесправных лесбийских колоний латиноамериканского происхождения - "чиканос". Защиту "голубого" кафе в Манхэттен "Стоунол Инн" 28 июня 1969 года от полицейского погрома, он описал как предтечу "первого в истории восстания геев и лесбиянок" , вызвавшего бурю сочувствий у тысяч сограждан.


Турецкое издание The Gay 100 (1997)

Писатель включил эпизод о легендарных амазонках, которые в ХХ веке стали ассоциироваться с лесбиянками, а также привел несколько примеров образования лесбийских общин, внесших вклад в борьбу освобождения женщин. Это: "гарлемские шутницы" (Глэдис Бентли, Ма Рейни, Бесси Смитт), "ленголеннские леди" (Сара Понсонби и Элеонора Батлер), Глория Анзальдо и Шерри Морага, которые заговорили о необходимости создания пространства самовыражения цветных феминисток - лесбиянок.

Параллельно с героями - символами, Пол Рассел рассказывает о людях, чью сексуальную ориентацию трудно интерпретировать однозначно. Например, "бердача" (berdache) Ви - Уа, мужчину - трансвестиста, которого антропологи относят к "альтернативному" полу, пользующемся огромным уважением в культуре американских индейцев. Не зная истинного пола этой "индейской принцессы", руку ей / ему (Ви- Уа) пожимал сам американский президент.

Другой пример - Элеонора Рузвельт или Вита Сэквилл - Уэст, которые были замужем и имели детей (как и Марина Цветаева, которая, к сожалению, не вошла в анналы издания), но которых во всей их романтической жизни сопровождали лесбийские подруги. Вероятно, правильные их было бы квалифицировать как бисексуалок, так же как и Жана Жене, Рудольфа Нуриева и Фреди Меркьюри, имевших обоеполые связи.

История Марлен Дитрих, впрочем как и Вацлава Нижинского, представляют феномен совсем иного рода. Это готовая иллюстрация к популярной ныне квир - теории. О Марлен Дитрих, вступавшей в интимные отношения как с мужчинами, так и с женщинами, один из критиков сказал: "У нее был секс, но не было определенного пола". Она необыкновенно изящно носила мужской костюм, цилиндр и фрак, что до сих пор используется на сцене театра и кино, в частности, Лайзой Минелли или Лаймой Вайкуле.

Вводя в свою коллекцию образ Александра Македонского, автор, по его собственным словам, хотел разрушить стереотип гомосексуалиста как хрупко - субтильного, безвольного и пассивного существа, и показать, что общественные достижения (военные победы) героя неотделимы от его гомоэротических симпатий и склонностей.

Так, знакомство с осуществленным изданием, несомненно, должно составить важную веху в формировании правосознания и идей гендерной свободы в движении гражданскому обществу сегодняшней Украины.

Виктория Суковатая (Украина)
Опубликовано в журнале "Гендерные Исследования", 1999, №2



О людях, упомянутых в этой публикации



· Пол Рассел