Российский литературный портал
GAY.RU
  ПРОЕКТ ЖУРНАЛА "КВИР" · 18+

Авторы

  · Поиск по авторам

  · Античные
  · Современники
  · Зарубежные
  · Российские


Книги

  · Поиск по названиям

  · Альбомы
  · Биографии
  · Детективы
  · Эротика
  · Фантастика
  · Стиль/мода
  · Художественные
  · Здоровье
  · Журналы
  · Поэзия
  · Научно-популярные


Публикации

  · Статьи
  · Биографии
  · Фрагменты книг
  · Интервью
  · Новости
  · Стихи
  · Рецензии
  · Проза


Сайты-спутники

  · Квир
  · Xgay.Ru



МАГАЗИН




РЕКЛАМА





В начало > Публикации > Рецензии


Актуальный роман
(рецензия на книгу: "Порнографическая поэма")

В последнем романе Пелевина главный герой предлагает следующую классификацию гомосексуалистов: "Медицина утверждает, что пидарасы бывают трех видов - пассивные, активные и актуальные...

Первые два вида ведут себя так потому, что такова их природа, и к ним претензий ни у кого нет. А вот третий вид - это такие пидарасы, которые стали пидарасами, потому что прочли в журнале "Птюч", что это актуально в настоящий момент. И к ним претензии будут всегда". Придерживаясь подобной градации, роман американца Майкла Тернера "Порнографическая поэма" - актуальный.

Если героев Тернера можно делить на активных и пассивных гомосексуалистов, потому что такова их природа, реже гетеро- и бисексуалов, то его роман - не что иное, как традиционный набор модных средств живописания молодежного быта - море секса и наркотиков на фоне полного отсутствия комплексов. Короче, актуальный. Подобное мы уже не раз проходили, читали и у Уильяма Берроуза и у Брета Истона Эллиса в его ставшем классическим романе "Меньше чем ноль", и свежем "Bereg’е" Мэтью Брэнтона. Но обо всем по порядку.

Для анализа "Порнографической поэмы" я намерен оттолкнуться от ее названия. Для чего, думаю, будет уместно разобраться в определениях терминов. Итак, порнография (по определению Большой Советской Энциклопедии) - это вульгарно-натуралистические непристойные изображения половой жизни в литературе, изобразительном искусстве, театре, кино и пр. С половой жизнью в книге все в порядке, кто-нибудь на протяжении всего повествования непременно совокупляется. Теперь, поэма. Это крупное произведение с повествовательным или лирическим сюжетом, обыкновенно пишется стихами. И здесь не к чему придраться. Пускай в романе Тернера отсутствует свойственная стихотворным произведениям рифма, и он далек от пушкинских поэм, но определению верен. Мировоззрение героя автор раскрывает как непосредственное выражение, излияние его чувств, мыслей и впечатлений.

Композиция романа - спиралевидная. Первый виток "закольцовывается" уже к середине повествования, которое затем уходит на новый оборот. Его же финал тождественен с концовкой произведения. Сюжетные рамки "Порнографической поэмы" ограничены пятью годами жизни героя, его становления в порноиндустрии.

Любопытен и, пожалуй, бесценен из-за практической недоступности специальной литературы по киноиндустрии общеобразовательный подтекст первой части романа. На фоне исповеди героя и наводящих вопросов, которые задает или психоаналитик, судя по акценту на переживания в них, или некто свыше, читатель узнает об алгоритме работы над фильмом от процесса подготовки сценария до монтажа. На ассоциации с учебным пособием наводит и нетрадиционное в художественной литературе деление "Порнографической поэмы" на части. Произведение разбито не на привычные главы, а на нумерованные отрывки, причем каждый еще подразделяется самостоятельно, т.е. "1.1, 1.2…3.7 и т.д.".

Вместо заключения, отрывок из книги Ярослава Могутина "Америка в моих штанах": "Борис звонил в полном шоке: "Я пошел посмотреть этот гей-парад… Это что же творится, а? Это выходит, что сейчас все стали гомосексуалистами, да? Я-то думал, это какое-то ничтожное меньшинство! Но ведь это же миллионы и миллионы людей стали гомосексуалистами! Я был потрясен! Столько красивых молодых парней и девчонок, и все - гомосексуалисты?! Они что, с ума посходили? Ведь это же конец света! Как же жить дальше?.." Мне хотелось ответить: "Расслабься и получи удовольствие!" - но я решил поиздеваться над несчастным натуралом и сказал: "Остальные гомосексуалисты, наверное, остались дома". "Порнографическая поэма" - лишнее подтверждение повсеместной обильности гомосексуальной массы, такой неочевидной, но в то же время столь реальной. Наверно, те, кто не попал в "объектив" Тернера, остались дома.

Алекс Кадушин, 2004
http://www.litwomen.ru



О людях, упомянутых в этой публикации



· Майкл Тернер