Российский литературный портал
GAY.RU
  ПРОЕКТ ЖУРНАЛА "КВИР" · 18+

Авторы

  · Поиск по авторам

  · Античные
  · Современники
  · Зарубежные
  · Российские


Книги

  · Поиск по названиям

  · Альбомы
  · Биографии
  · Детективы
  · Эротика
  · Фантастика
  · Стиль/мода
  · Художественные
  · Здоровье
  · Журналы
  · Поэзия
  · Научно-популярные


Публикации

  · Статьи
  · Биографии
  · Фрагменты книг
  · Интервью
  · Новости
  · Стихи
  · Рецензии
  · Проза


Сайты-спутники

  · Квир
  · Xgay.Ru



МАГАЗИН




РЕКЛАМА





В начало > Публикации > Рецензии


Безадресная книга
(рецензия на книгу: "Рай Павла Челищева (Le Paradis de Pavel Tchelitchew)")

Увидел свет альбом о загадочном русском сюрреалисте Павле Челищеве


Павел Челищев. ''Голова''

Издательство Р. Элинина, Университет Натальи Нестеровой, объединение "Supremus Москва - Пустынь - Цюрих", искусствовед Александр Шумов выпустили книгу "Рай Павла Челищева". По виду напоминает она каталог выставки - небольшой вступительный текст, полностраничные цветные картинки, формат журнальный. Но между страничек - прозрачная бумажка, на которой метафизические стихи внучатого племянника художника Павла Челищева Константина Кедрова. И в обложке - окошки, дырочки в виде трех супрематических трапеций, сквозь которые можно видеть выполненный в манере рисунков анатомического атласа портрет кисти Челищева.

Приглашенные свиристеть на папирусных пленках между картин Челищева стихи родственника - с большим запасом метафизического воодушевления (...турбобур непролазного света // дивным ладаном захлебнется // голодающий жернов - 8...). Оно, конечно, занятно. Да и макет альбома от ЯKrasnovskyDesign неплох. Только вот подвел вопрос жанра - кому книга? Где аукнется "турбобур" Кедрова? Кому оценить сияющие экорше Челищева?

Ученика Александры Экстер, знаменитого сценографа, мистика, визионера и ранимого гея Павла Челищева лучше знают за пределами России, откуда (из Киева) он эмигрировал в 1920 году. О Челищеве много написано на языках, изданы каталоги его европейских и американских выставок. В первый период мастер следовал традиции кубистической сценографии Александры Экстер, во второй период (с середины 20-х и до смерти в 1957 году) увлекся живописанием "лимфатической системы" мироздания. Его достоверные, как медицинские атласы или галлюциноторный бред, поздние картины представляют людей без кожи. Волокна мышц и нервы работают проводниками универсальной вселенской энергии. Эти в основном мужские открытые фигуры, оплетенные веточками-сосудиками, реками-артериями, ручьями-капиллярами, напоминают не только анатомические атласы, но и портреты-обманки маньериста Арчимбольдо, составленные из четырех стихий, плодов, птиц и зверей. И называются в духе старинных анаморфоз - например, "Внутренний ландшафт".


Работа художника Павла Челищева

В последний период жизни Челищев хотел сотворить свою "Божественную комедию", с "Адом", "Чистилищем" и "Раем". Удались две первые части. Населенная уродцами и тварями страшнее босховских "Феномена" (1936-1938) висит сейчас в Третьяковской галерее. Вторая часть триптиха, "Игра в прятки" (1942), со сверкающим Древом жизни, в кроне которого обитают дети, хранится в нью-йоркском Музее современного искусства. Третья же часть осталась лишь в подготовительных сериях, сперва - анатомических "Внутренних ландшафтах", затем - чисто абстрактных композициях с лучезарными геометрическими фигурами.

Отобразивший душевные муки современного человечества в поисках Бога, Челищев так и не нашел адекватного себе российского летописца - историка - биографа - исследователя. Пока собираем фрагментики. Кстати, один из них принадлежит перу великого дирижера Геннадия Рождественского, в строгом педантичном стиле описавшего жизненный и творческий путь Челищева в отдельной новелле своей книги "Треугольники". К фрагментикам относится и новый альбомчик. По нему совершенно невозможно получить полноценное представление о творчестве Челищева. Текст Александра Шумова - это вдохновенное эссе со сбивчивым ритмом, лирическими отступлениями, стилистической одышкой и провалами во времени. Там встречаются великолепные по точности наблюдения (вот о картинах последнего периода: "Схематические раскладки художника окончательно освобождены от тварного, материального. И это не грубоватые первоформы, мясо геометрических фигур, открытых Мондрианом и Малевичем, а танцующие следы молитвы"), а встречается обыкновенный журналистский нарциссизм. Очень фрагментарен и визуальный ряд, где нет даже хранящегося в Москве полотна первой части трилогии. Нет и библиографии. В общем-то нет и адресата. Это именно "взгляд и нечто".

Вкус к загадочному творчеству Павла Челищева загадочная книга пробудить способна, но жажду знаний она не удовлетворит. Особо пытливым придется отыскивать в библиотечных каталогах другие, иностранные издания о художнике. Однако если верить Шумову, не книгой единой... На презентации альбома автор обещал осенью выставку Челищева из частных собраний в Музее личных коллекций ГМИИ на Волхонке.

© Сергей Хачатуров // Время новостей, 28 июля 2005 года
Vremya.Ru
Использованы иллюстрации к публикации Александра Шумова в журнале "Квир", № 26 (сентябрь) 2005 года



О людях, упомянутых в этой публикации



· Александр Шумов
· Константин Кедров

Смотрите также


· Сайт газеты "Время новостей"