Российский литературный портал
GAY.RU
  ПРОЕКТ ЖУРНАЛА "КВИР" · 18+

Авторы

  · Поиск по авторам

  · Античные
  · Современники
  · Зарубежные
  · Российские


Книги

  · Поиск по названиям

  · Альбомы
  · Биографии
  · Детективы
  · Эротика
  · Фантастика
  · Стиль/мода
  · Художественные
  · Здоровье
  · Журналы
  · Поэзия
  · Научно-популярные


Публикации

  · Статьи
  · Биографии
  · Фрагменты книг
  · Интервью
  · Новости
  · Стихи
  · Рецензии
  · Проза


Сайты-спутники

  · Квир
  · Xgay.Ru



МАГАЗИН




РЕКЛАМА





В начало > Публикации > Рецензии


Ярослава глас над потомаком слышен
(рецензия на книгу: "Америка в моих штанах")


Зегзицею незнаемой
на зорях кычет.


Ярослав Могутин, 2000 год. Фрагмент фото Дмитрия Кузьмина с сайта ''Лица русской литературы''. Gallery.Vavilon.Ru

Хочется начать как-нибудь так: Ярослав Могутин - это наше всё. Или так: Ярослав Могутин - один из самых ярких представителей... ну, чего-нибудь. Современной русской литературы. Современной гей-литературы. Современной американской литературы. На самом деле, конечно, Ярослав Могутин - яркий представитель себя самого. Вот и всё. И этого достаточно.

"Америка в моих штанах" - совершенно американская книга. Не смейтесь. Это большая редкость, - чтобы русский писатель написал американскую книгу. Вплоть до того, что на обложке красуется дисклэймер насчет ненормативной лексики. Сама же книга немного огорчает. Куда, спрашивается, девался тот напор, за который Дмитрий Кузьмин назвал Могутина первым русским queer. И куда исчезли те дивные провокаторские навыки, за которые Могутина ненавидели герои его давних статей в "Независимой".

Что осталось от Могутина? Тихий такой плач над вечерним Потомаком. Почти писк, собственно говоря. Сборник путевых заметок. Лучшие из них напоминают по интонации лимоновский "Дневник неудачника": "После очередного дождя сломанные дешевые китайские зонтики валяются повсюду, как подбитые птицы. Жалко птиц, жалко зонтики, жалко китайцев, но больше всего жалко себя, потому что из-за влажности и пронизывающего ветра с океана здесь кажется даже холоднее, чем в Москве". Худшие написаны в жанре "А вот когда я был в Америке...".

Прежде в текстах Ярослава Могутина была страсть, заставлявшая вспомнить лучшие страницы Василия Розанова и Евгения Харитонова. Нынче - симуляция задора. И даже включенные в книгу письма - то Лимонова, то родного отца, - искренности не прибавляют. Так, еще один вяловатый жест: вот стою я перед вами словно голенький, читайте мою частную переписку. Ну и что? Переписка как переписка. Могутин как Могутин.

Америка - очень, наверное, тихая страна. И американские книги по нынешним временам - скучноваты. От неистового Ярослава мы ждали большего. Правда, заканчивается "Америка в моих штанах" такой вот декларацией: "НЕУЖЕЛИ Я ИСПРАВИЛСЯ? - думаю я. Нет! Я затаился".

Затаился. На время. Незнаемою зегзицей. Все замерли в ожидании пробуждения.

Владимир Санин



О людях, упомянутых в этой публикации



· Ярослав Могутин