Российский литературный портал
GAY.RU
  ПРОЕКТ ЖУРНАЛА "КВИР" · 18+

Авторы

  · Поиск по авторам

  · Античные
  · Современники
  · Зарубежные
  · Российские


Книги

  · Поиск по названиям

  · Альбомы
  · Биографии
  · Детективы
  · Эротика
  · Фантастика
  · Стиль/мода
  · Художественные
  · Здоровье
  · Журналы
  · Поэзия
  · Научно-популярные


Публикации

  · Статьи
  · Биографии
  · Фрагменты книг
  · Интервью
  · Новости
  · Стихи
  · Рецензии
  · Проза


Сайты-спутники

  · Квир
  · Xgay.Ru



МАГАЗИН




РЕКЛАМА





В начало > Публикации > Рецензии


Валерий Бондаренко
Гомо-метросексуал в зеркале декаданса
(рецензия на книгу: "Московских мерзостей очарование")

Да, эта книжечка - дразнит! Она показывает язык читателю уже своей обложкой. Вы только представьте: сквозь оранжевый морок желания розово лоснится четырежды повторенное лицо пухлогубого юноши! Издали и впрямь похоже на высунутый язык, на разбухшую от желания вульву...




Обложка книги Николаса Коро ''Московских мерзостей очарование'' (2004)

Книжка Коро аннотирована как скандал, как гламурно взвешенная пощечина общественным предрассудкам.

Ну, скандал - не скандал, а эпатажу в ней - да, вероятно, много. Для своих она - быть может, слишком неприятная правда, а попади издание в посторонние руки - и, увы, ряды гомофобов явно не поредеют...

Новый текст Коро эпатирует гомофобную публику из принципа и из вредности: вот, дескать, какие мы, геи, - успешные, наглые нарциссы, которые лихо, шутя, заколачивают неслабые бабки и так же бесшабашно ими сорят. Это мы, геи, - гении-создатели и герои-любовники гламура как стиля эпохи. Вброшен же кем-то лозунг: через социальный успех - к признанию обществом наших прав...

А любопытно: читая Коро, ловишь себя на том, что невольно поддаешься харизматичности его стиля. И вот в голову уже лезут фразы в навязанном им духе - манерные и дерзкие одновременно. И фразы принципиально лишь констатирующие. Они всегда о мимолетном сегодня, они не рассчитаны на оглядку на вчера или на взгляд в будущее. Они вне анализа, хотя - парадокс! - повествование все построено на отчаянной, обнаженной рефлексии.

Уж не знаю, насколько повесть Коро - "скандал", но выражает она наше время - время с вырванным прошлым и, наверно, отрезанным будущим - весьма... откровенисто. Да, вот именно - "откровенисто", потому что "из глубины" здесь выходит не до конца. Что-то явно не досказано и не доказано, и таится в синих кулисах оптимистично оранжевым залитой сцены, Что-то осталось за всей (от всей?) этой суматошно-вальяжной, агрессивной самоуверенности, - осталось в живом и горьком осадке.

Можно, конечно, ядовитенько прошипеть, что "из глубины" не вышло, потому что и глубины-то тут нет никакой. И все же кажется, что гламур столь густопсового замеса здесь ох неспроста. Умный, трезвый, изощренный, он ерничает над самим собой на охлаждающей грани подступившего возраста и некоторой все же душевной усталости.

Герой Коро - успешный профи пиарщик Янис, денди и гедонист, очевиднейший "метросексуал". Метро - потому что обитает в одном из крупнейших мегаполисов мира, а сексуал - потому что в текучем и призрачном мире постмодернистких "дискурсов" и "симулякров" только рецепторы подтвердят человеку подлинность его существования, и секс - венец этих всех ощущений.

Герой Коро может сколько угодно бубнить, что он не просто так себе Янис, а также еще и шляхтич, но его дендизм пока явно не овеян благородным дыханьем генетической привычки, культурной традиции. Поэтому его раскрепощенность всегда отдает развязностью, а привязанность к фишечкам своего образа жизни имеет некоторый даже и невротический оттенок. На облом он реагирует по-детски беспомощно и озлобленно: как это, меня, такого, и наебали, меня, сякого-разэтакого, и кинули?.. (Ясное дело, это не мешает ему кидать других почем зря). В нем есть что-то от великовозрастного ребенка, который получил вдруг ящик с игрушками, - и пока что не наигрался.

Но хватит занудствовать на ниве социальной зависти, - вернемся-ка лучше к книге.

Из текста мы узнаем, что прототипом для Коро послужил некий реальный Янис Потоцкий. Во всяком случае, он написал послесловие к своему как бы портрету. Даем слово прототипу: "Мне кажется, что Коро не так уж явно хотел поизмываться над читателем. Скорее, он сотворил слепок с общечеловеческой изнанки. Можно спорить о стилистических экспериментах автора этой книги, можно кривиться от нервных неровностей хода, можно брюзжать об измене автора классическим постулатам. Можно просто прочесть и, набравшись смелости, узнать себя в так называемом лирическом герое" (с.71).


Писатель Николас Коро с призом за ''Лучшую книгу для ЛГБТ 2005 года''

В послесловии Яниса Потоцкого есть занятная оговорка. В нем с респектом упоминаются "Огненный Ангел" Брюсова и "Юлиан Отступник" Мережковского как источники творческой фантазии иного, "лучшего", Коро. Боже мой, ужели я не ослышался, и салонное чтиво прокисшей столетней давности все еще эстетически "актуально"?.. Ну, а истоки стиля этого, "худшего", Коро - тоже в серебряном веке, у раннего Игоря Северянина. Нарцисс в позе лотоса, иронично фонтанирующий эгопупист с окнами на евроремонт и на неизбежный, ясен пень, исход отсюда...

Впрочем, лирический герой Северянина - денди-романтик, а то же самое у Коро - денди-ерник и циник. Понадобилось столетие, чтобы протрезветь насчет себя любимого...

Но есть в этом антигеевском по духу (смайлик!) тексте своя лирическая нотка ль, морщинка ли... "Лирический герой" Коро любит мир, который его, "лирического героя", не слишком-то уважает. Но лирический герой Коро заставляет если не полюбить себя, то принять, и принять, в общем, со всем на душу налипшем дерьмецом.

Ну, а завершить мой очевидный не-анализ книги Коро я бы хотел вопросами, взятыми с позитивно оранжевой попы сего обаятельного издания. Вопросы эти ответов не ждут, ибо задавать жизни вопросы - вещь, совершенно, конечно, бессмысленная.

Итак, -

"Что может быть медитативнее арбатских хитросплетений?.. Что может быть крезанутее снобирующих тус?.. Что может быть милее повседневной московской мерзости?.. Что может быть уютнее жизни, умещающейся в гульфике и сотовом телефоне?.."



О людях, упомянутых в этой публикации



· Николас Коро

Смотрите также


· Купить книгу Николаса Коро "Московских мерзостей очарование" (2004)