Российский литературный портал
GAY.RU
  ПРОЕКТ ЖУРНАЛА "КВИР" · 18+

Авторы

  · Поиск по авторам

  · Античные
  · Современники
  · Зарубежные
  · Российские


Книги

  · Поиск по названиям

  · Альбомы
  · Биографии
  · Детективы
  · Эротика
  · Фантастика
  · Стиль/мода
  · Художественные
  · Здоровье
  · Журналы
  · Поэзия
  · Научно-популярные


Публикации

  · Статьи
  · Биографии
  · Фрагменты книг
  · Интервью
  · Новости
  · Стихи
  · Рецензии
  · Проза


Сайты-спутники

  · Квир
  · Xgay.Ru



МАГАЗИН




РЕКЛАМА





В начало > Публикации > Рецензии


Еще одна стилизация под викторианский роман
(рецензия на книгу: "Тонкая работа")


Обложка английского издания бестселлера Сары Уотерс

И еще одна стилизация под викторианский роман. Что меня заинтриговало в Паллисере, а теперь и в Уотерс, так это желание лишить старый добрый XIX век той толики уюта и покоя, которой он обладает хотя бы в представлении читателей Диккенса, Остен, сестер Бронте и всех-всех-всех. Правильно, мифы надо разоблачать, шаблоны - переворачивать. Первые двести страниц "Тонкой работы" - такое переворачивание традиционных сюжетных положений классики. Начинается, как и положено, с домашней идиллии. Правда, домашний уют в представлении одной из главных героинь связан с воровским притоном, и сама Сьюзен Триндер - тот еще Оливер Твист. Дальше - больше: обыгрывается ситуация "бедная и честная девушка в богатом поместье"; представляете себе Джейн Эйр, нанявшуюся гувернанткой, чтобы обобрать свою хозяйку? Наивная провинциалка Мод Лилли, томящаяся в поместье злобного дядюшки, отказывается, назло всем жанровым канонам, влюбляться в своего соблазнителя - сообщника Сьюзен (кого она выбирает взамен - это отдельная история). Еще не одно такое классическое положение перевернется с ног на голову, прежде чем мы обнаружим, что и сам сюжет заключается вовсе не в том и движется вовсе не туда. Полную переоценку смысла происходящего придется произвести раза два-три, прежде чем Уотерс наконец-то удовлетворится своей собственной тонкой работой и, подобно Диккенсу в "Больших надеждах", подарит влюбленным покой. Мир, и не только викторианский, - в изображении писательницы - действительно выглядит, как грандиозная подделка, наподобие фальшивых украшений, имен, биографий и браков героев; правда, остается неясным, кто же главный мошенник, уж не автор ли романа? Ощущение мирового хаоса передано ненавязчиво, но отчетливо; однако впечатление такое, что это все же не более чем ощущение самой Уотерс. Совершенная параллель с акунинским отношением к нашему XIX веку и его литературе: ode et amo. Не случайна и ирония финала, когда Мод начинает зарабатывать себе на жизнь, продолжая дело своего дяди (какое - еще один из сюрпризов "Тонкой работы"). Все мифы развеиваются, как дым, Уотерс рассказала нам жестокую правду, но так и хочется спросить: а... дальше-то, собственно, что?

Моисеев Петр, Книжная витрина,
http://www.top-kniga.ru/kv/
Февраль 2005 года



О людях, упомянутых в этой публикации



· Сара Уотерс