Российский литературный портал
GAY.RU
  ПРОЕКТ ЖУРНАЛА "КВИР" · 18+

Авторы

  · Поиск по авторам

  · Античные
  · Современники
  · Зарубежные
  · Российские


Книги

  · Поиск по названиям

  · Альбомы
  · Биографии
  · Детективы
  · Эротика
  · Фантастика
  · Стиль/мода
  · Художественные
  · Здоровье
  · Журналы
  · Поэзия
  · Научно-популярные


Публикации

  · Статьи
  · Биографии
  · Фрагменты книг
  · Интервью
  · Новости
  · Стихи
  · Рецензии
  · Проза


Сайты-спутники

  · Квир
  · Xgay.Ru



МАГАЗИН




РЕКЛАМА





В начало > Публикации > Рецензии


Не бутоньеркой единой. Что для денди хорошо, для метросексуала - смерть
(рецензия на книгу: "Искусство антигламура, или Практическое пособие по дендизму")


Искусство антигламура, или Практическое пособие по дендизму (М., 2008)

Услышав слово "денди", многие наверняка сразу вспомнят знакомое со школы описание Евгения Онегина - "как dendy лондонский одет -/ И наконец увидел свет". И так далее - про то, как "по-французски совершенно/ Мог изъясняться и писал;/ Легко мазурку танцевал/ И кланялся непринужденно;/ Чего ж вам больше?.." Кому-то может показаться, что стать денди не так уж и сложно: несколько уроков изящных манер, бутоньерка или надушенный платочек в петлице - и в дендистском полку прибыло, гип-гип-ура. Однако политик, культуролог и публицист, депутат Госдумы 1999-2003 годов, председатель движения "Толерантность" и сопредседатель Московского европейского клуба Владимир Семенов убежден, что для истинного денди нужно много чего "больше". Чего же именно? Об этом Семенов обстоятельно, легко и изящно (как и положено денди) рассказывает в книге "Искусство антигламура, или Практическое пособие по дендизму".

"Пособие" не имеет ничего общего с бесконечными брошюрками по этикету, поучающими, как правильно вести себя за столом и какого цвета носки надевать к черному костюму. Будущим денди следует брать пример с Оскара Уайльда - одного из столпов дендизма, который "во время американского турне на свои выступления... являлся в подчеркнуто эстетских нарядах - коротких бархатных штанах с чулками и лилией в руке". Однажды в зале появились несколько десятков студентов Гарварда, разодетых по его образу и подобию - тоже в "шелковых чулках и с лилиями в бутоньерке". Однако Уайльд вышел к публике в черном смокинге и белом шелковом галстуке и произнес знаменательную фразу: "Смотрю я вокруг и чувствую, что вынужден впервые вознести молитву Всевышнему: упаси меня, Господи, от последователей".

Дендизм - это не только изящные одежды и безупречные манеры, но образ жизни, мировосприятие, если угодно, философия. Ее суть в свое время поэтично выразил Шарль Бодлер: "Деклассированные, внушающие омерзение праздные люди, не лишенные все же изначальной силы, приходят к мысли о необходимости создания своего рода новой аристократии, которая будет менее подвержена "разрушению", так как основывается на самом драгоценном и неистребимом, что не достигается трудом или деньгами, на дарах неба. Дендизм - это последний порыв героизма в период заката".

Разъяснению данного постулата посвящены двадцать с лишним глав книги, рассказывающих о самых разных аспектах дендизма. Например, о его зарождении и наиболее ярких представителях, среди которых помимо Оскара Уайльда - Бенджамин Дизраэли, Сергей Дягилев, Михаил Кузмин, Игорь Северянин, Сальвадор Дали и ряд других небезызвестных джентльменов. И не только джентльменов, но и леди: автор категорически не согласен с сексистским высказыванием Бодлера "женщина - противоположность денди". К дендизма чистейшим образцам Семенов относит Сару Бернар и Коко Шанель, Зинаиду Гиппиус и Марлен Дитрих, Ирину Хакамаду и Светлану Конеген... А ведь когда-то наши соотечественники могли претендовать разве что на звание "недоденди". В том числе и вышеупомянутый пушкинский персонаж, которому не хватало главного дендистского качества - самодостаточности: "Денди не может быть чьей-то калькой! Он сам - явление, он формирует моду, он "звезда". А вовсе не "подражанье,/ ничтожный призрак, иль еще/ Москвич в Гарольдовом плаще..."

Автор заботится о том, чтобы читатели, упаси боже, не спутали денди с "пожирателями гламура". Да и метросексуал денди не товарищ: "Что для денди хорошо, для метросексуала - смерть". Если кто еще не знает, метросексуал - это не тот, кто любит вступать в интимные отношения в подземке, а утонченный городской модник, нарцисс и гедонист. Он существует по готовым шаблонам и схемам - ходит только в "правильные" места, на "правильные" тусовки и больше всего на свете боится выпасть из заданного формата. А денди - эстетический и этический бунтарь, аристократ духа, который сам "формирует моду и стиль жизни", и ему не страшно "показаться немодным, или нестильным, или смешным, или претенциозным, или вычурным, или каким-либо еще, каким метросексуалу быть неправильно".

Разместить в LiveJournalТак что быть денди - труд приятный, но тяжелый. Даже не труд, а талант - "умение играть, жить в сказочном мире, глядя на него с легкой иронией. Быть денди означает навсегда оставаться ребенком - злым или добрым, как все дети... Безусловно, взрослея, денди приобретает мудрость и матереет. И становится вальяжным, умудренным опытом, но все тем же... ребенком". Так что быть денди все-таки мужская прерогатива: у женщин обычно находятся другие занятия - более приземленные.

© Ольга Рычкова, http://exlibris.ng.ru
февраль 2008 года



О людях, упомянутых в этой публикации



· Владимир Семенов
· Оскар Уайльд

Смотрите также


· Сайт Exlibris'a "Независимой газеты"