"Порок" Эрве Гибера нельзя отнести ни к какому жанру. Это не роман, не фотоальбом. Он напоминает "На стороне вещей" Понжа, "Познание Востока" Клоделя и - посредством поэтического восприятия вещей прозаических - отсылает к "Мифологиям" Барта и "Археологии знания" Фуко.
Обложка нового русского издания Эрве Гибера
|
"Порок" Эрве Гибера (1955-1991) - девятая книга французского писателя, фотографа и журналиста в каталоге издательства "Kolonna Publications/Митин Журнал".
Гибер показывает нам странные предметы - вибрирующее кресло, вакуумную машину, щипцы для завивки ресниц, эфирную маску, ортопедический воротник - и ведет в волнующий мир: мы попадаем в турецкие бани, зоологические галереи, зверинец, кабинет таксидермиста, открывая для себя видения и страхи писателя и фотографа. Книга, задуманная и написанная в конце 70-х годов, была опубликована незадолго до смерти писателя.
Название книги предвещает скандал, однако о самом пороке в ней ничего нет, ничто не говорится явно, читателя отсылают к его собственным порокам.
Где же обещанное? Возможно, порок - в необычном употреблении привычных вещей или в новой интерпретации обыкновенного слова. В чувственном напряжении и расхождении составляющих реальности, в экспериментальной работе, показывающей, как из обыденности рождаются фантазии, в документированном вымысле. Порок - предмет поиска, расследования, ведущегося совершенно иными методами.
Долго не публиковавшийся "Порок" стал будто средоточием воображаемого, гиберовским "реликварием", литературной мастерской, собранием возможных рассказов, соединением кодов других произведений об одержимости смертью и связями между Эросом и Танатосом, живым и неживым, удовольствием и болью, мужским и женским.