Российский литературный портал
GAY.RU
  ПРОЕКТ ЖУРНАЛА "КВИР" · 18+

Авторы

  · Поиск по авторам

  · Античные
  · Современники
  · Зарубежные
  · Российские


Книги

  · Поиск по названиям

  · Альбомы
  · Биографии
  · Детективы
  · Эротика
  · Фантастика
  · Стиль/мода
  · Художественные
  · Здоровье
  · Журналы
  · Поэзия
  · Научно-популярные


Публикации

  · Статьи
  · Биографии
  · Фрагменты книг
  · Интервью
  · Новости
  · Стихи
  · Рецензии
  · Проза


Сайты-спутники

  · Квир
  · Xgay.Ru



МАГАЗИН




РЕКЛАМА





В начало > Публикации > Интервью


Марина Берег: "Я не хотела бы жить на вулкане…"

"Не такая любовь" - так называется книга петербуржской писательницы Марины Берег, вышедшая в издательстве "СовА". Книга о любви женщины к женщине. Казалось бы, лесбиянки – вот те, кто, прежде всего, обрадуется появлению этого романа, оценит его печальную искренность, его безысходную тоску, горький юмор… Но может случиться, что эта книга вовсе не для них. Возможно, она ближе тем, кто вздрагивает от слова "лесбиянка" и при любом удобном случае акцентирует внимание на своей любви к мужчинам. Но с мужчинами так тяжело…, а женщины так ненадежны…




Марина Берег

"…Ни один мужчина не позволил мне отдавать. Отдавать себя. Он дарил мне собственную персону. Я же была зрителем, слушателем, приемной комиссией его проявлений…"

"…Когда женщина получает в дар любовь, она превращается в потребителя…. Обожравшись, осоловев от приятностей, начинали позволять себе наглости, у них крыша съезжала от собственной значимости. Когда кто, как ни я возвела их на пьедестал, подняла до небес! Откуда они благополучно метали мне на голову свои бесконечные капризы и маленькие подлости. Как птички, походя, в полете…"

- Марина, и с мужчинами плохо, и от женщин мигрень. Вам хотелось бы, чтобы природа придумала для вас отдельный третий пол?

Марина Берег: Третий пол уже давно существует. Ярко выраженных мужчин и женщин не так много. И женщины взяли на вооружение чисто мужские черты характера, не свойственный им образ жизни, да и мужчины стали намного женственней. При этом все они остаются теми, кем их создала природа. Они не испытывают тяги к себе подобным. Они создают натуральные союзы, только распределение ролей в таких браках значительно отличается от общепринятого. Муж может стирать белье, сидеть дома с детьми, готовить, убирать квартиру, а жена – зарабатывать деньги, ремонтировать жилье, решать проблемы. Я сама - мужчина по сути. Хотя остаюсь женщиной, и это мое родное тело. Но я занимаюсь не "женскими" делами, меня не интересуют женские штучки и времяпрепровождение, я по жизни - созидатель и не могу без работы. Я не терплю глупость. А умная женщина раздражает не блещущих интеллектом мужчин. А таких довольно много. Не надо приписывать глупость женщине. Да, в нашем лагере дурость процветает. Но мужчин-дураков – не меньше.

А вообще, я делю людей на близких мне и не близких. На хороших и плохих. Они могут быть и мужчинами и женщинами. Я умею дружить с мужчинами. Они самые верные друзья. Подруг у меня значительно меньше.

"Я профессионально пишу песни и уже десятилетие исполняю их на профессиональной сцене".

- Это касается только героини книги или ее автора тоже? Писать о жизни музыканта, не ощутив на своей шкуре устройство их жизни, не зная при этом всех этих ре-диезов, невозможно.

М.Б: Моя жизнь связана с музыкой. Только я так и не могу понять, хобби это или работа. Работа должна приносить деньги. С этой точки зрения музыка – увлечение. Но она со мной рядом уже много лет, и я не собираюсь с ней расставаться.

Я сочиняю малые формы, то есть песни. Сама играю, сама пою, сама иногда выступаю. С удовольствием пишу песни на заказ, и не считаю это зазорным. Но кормит меня, в основном, сценарная работа и режиссура.

"Она пила вино, нахваливала мою стряпню и хлопала ресницами, ускоряясь на комплиментах. Я понимала, что разговор на такую щекотливую тему, как моя не должен быть серьезным. Она тут же подавиться новостью и, не дай бог, умрет для меня".

- Вы занимаетесь музыкой и при этом профессионально пишете. Что из этих двух сфер вам ближе по жизни?

М.Б: Музыка и слово для меня равновеликие понятия. И равнолюбимые. С музыкой отношения сложились раньше, с литературой только начала знакомиться. Всему свое время. И то и другое – творчество. Дар – универсален. Просто каждый вид его преломления требует профессиональных навыков, ремесла, кропотливого труда. На это уходит много времени.

Когда-то давно меня поразил момент создания мелодии. Я написала музыку, потом исполнила ее, а люди при этом испытали определенные эмоции. Может быть, не такие, как я, но что-то заставило их сострадать, переживать. Там в глубине откликнулись невидимые струны, они звучали в унисон с моей душой. Это ли не чудо! Я заставила других почувствовать то, что ощущала сама. Хотя они вряд ли когда узнают, из чего возникла моя песня. Из какой боли и радости.

Потом мне захотелось сотворить то же со словом. Написать слова, их сложить в строчки, строчки в главы. Чтобы люди читали эти черные закорючки, и их сердца начинали учащенно биться от переполняющих их эмоций, от ощущения присутствия, соучастия. Когда мне это удалось, я поняла, что не смогу больше не писать. Я заразилась словом.

"…Завтрашний день терял смысл, как только я пыталась стереть ластиком ЕЕ имя. Ей этого не понять. Ей даже не представить, как тяжело носить в колыбели свою нежную привязанность и не сметь показать ее миру…"

- Многие начинают писать, ища в письме лекарство от любовной муки. Что, все же, помогает больше от таких болезней: сочинение, исполнение музыки или литературное творчество?

М.Б: От таких вещей спасает только время. Но время – понятие растяжимое, долгое. Эта таблетка начинает действовать через месяцы, а реально лечит через годы. А плохо-то вам сейчас! И кажется еще капля, и вы не выдержите. Кто-то начинает пить, кто-то садится на наркотики, кто-то спасается работой. Но в душе камень все равно остается. Боль никуда не уходит. Ее надо выпустить наружу. И в этом плане творчество – спасение. Покаяние. Исповедь.
Когда человеку плохо, он старается выговориться, поделиться своей бедой с кем-то. В этом плане писатели ничем не отличаются от обычных людей. Правда, собеседников у них гораздо больше.

"Жить надо в Москве, а любить – Питер…"

- Книга проникнута духом Санкт-Петербурга. Судя по всему, Питер вам, действительно, близок – вы родились там? А с жизнью в Москве не сложилось?

М.Б: Я родилась и выросла в Ленинграде. Очень люблю этот город. Но у меня с ним сложные отношения. Я люблю его преданно и самозабвенно, а он меня, как строгий отец. Помогать не хочет, считает, что я всего должна добиться сама. А чаще не интересуется моими делами и проблемами. Вам знакома скупая отцовская любовь? Это она и есть. Конечно, мне не хватает тепла. И солнца.

В Москве мне иначе дышится. Я люблю туда приезжать. Хотела бы я жить в столице? Часто задаю себе этот вопрос. Друзья мне давно советуют переехать и не губить талант. Мол, в Питере он сгниет на корню, а Москва дает шанс.

Я не хочу ничего загадывать и зарекаться не буду. Но я люблю жить не спеша. Чтобы чувствовать вкус, запах, замечать красоту. Москва – спешная. Хотя как я могу о ней рассуждать, если я ее совсем не знаю.

"…может, я лесбиянка? Мне так хорошо с женщинами или мне так не везет с мужчинами?… Раз уж мне так хорошо с женщинами, может, пора определиться? Перейти в стан меньшинства?".

- Кризис самоопределения. Со времени написания книги определенности в этом плане не прибавилось? Кстати, можно ли говорить о том, что книга автобиографична?

М.Б: Конечно, книга не автобиографичная. Это художественное произведение. Я умышленно выбрала форму повествования, близкую к личному дневнику. Героиня романа и Марина Берег – два разных человека. Но я, Марина Берег, как писатель не могу писать о том, чего не знаю. Хотя главная героиня наделена некоторыми чертами и мне не чуждыми, вымысла в книге предостаточно. Жизнь более прозаична. А для меня в творчестве прозы нет, есть только поэзия.

- Каково ваше отношение к сексуальным меньшинствам? Есть ли знакомые, друзья из тех, кто идентифицирует себя как гомосексуал?

М.Б: У меня много знакомых, друзей, которые не скрывают своей нетрадиционной ориентации, открыто живут в однополых браках. И я их уважаю за это. Мы дружим, часто видимся, болтаем, как обычные люди, как все, я выслушиваю их семейные проблемы и даю какие-то советы. Со стороны всегда легче рассуждать. Помочь себе гораздо труднее. Мне все равно, какой ориентации человек, какой он национальности, какого цвета кожи. Надо принимать людей такими, какие они есть, какими их сотворил Бог. Ведь ему это было зачем-то нужно.

Многим не нравится, когда лесбиянки ведут себя вызывающе. Агрессивно. Вот, дескать, мы такие! Провоцируют конфликт. Целуются, обнимаются публично, раздражая окружающих. Хотя их никто не трогает. Но и подобных натуральных парочек немало. Это скорее дело интеллекта и воспитания. Настоящая любовь – тихая. Только двух сердец стук.

"Две любящие женщины не способны долго существовать вместе. Две нелогичные энергии, две капризные планеты, две сомнительные силы, два одноименных заряда быстро оттолкнут друг друга. Этот забег спринтерский…Какие перспективы у женского союза? Да, в общем-то, никаких. Крах сего союза неизбежен, как бы ни был он сладострастен…"

- Часто бывает, что написанное не всегда отвечает реальным взглядам автора. Просто так написалось. Просто красиво легло. Вы действительно думаете, что долгие отношения между двумя женщинами невозможны, или это поэтическая метафора? Или только размышления героини?

М.Б: Я действительно думаю, что долгие отношения не возможны. А между двумя женщинами и подавно. Время диктует свои правила игры. Сейчас время – "light". В моде – облегченные варианты. Но и во все времена найти свою половинку было нелегко. Наши сказки заканчиваются хеппи-эндом, то есть свадьбой, а как жили дальше эти счастливые влюбленные, остается за кадром. Я вижу огромное количество несчастливых браков, мучающих друг друга людей. И могу назвать одну, две пары, которые действительно соединены небесами.

Однополым парам еще сложнее. Не потому что выбор гораздо меньше, а потому что меньше цементирующих союз составляющих – дети, внуки, племянники и многое другое. Но с другой стороны, кто сказал, что любовь должна быть на всю жизнь? Она ничего не должна. Сколько ей на роду написано, столько и проживет. Чем ярче горите, тем меньше летать. И на каком горючем? Если все, что вас связывает – это половое влечение, долго не протянете. Кому-нибудь надоест, захочется новой крови. Если распределяете энергию равномерно, бережете друг друга, не поливаете пламя любви водой ревности, измен, подлости, а разжигаете его разлукой недолгой, заботой и вниманием, то дай вам бог долгих лет вместе.

Я бы не хотела жить на вулкане. Я хочу, чтобы с любимым человеком мне было легко, уютно и надежно. Чтобы он принимал меня всю с потрохами. Меня не удивлять каждый день нужно, а не разочаровывать. Больше всего в людях мне не хватает стабильности. Постоянства.

Беседовал Алекс Голко
10 января 2006 года



Смотрите также


· Купить книгу Марины Берег "Не такая любовь"