Российский литературный портал
GAY.RU
  ПРОЕКТ ЖУРНАЛА "КВИР" · 18+

Авторы

  · Поиск по авторам

  · Античные
  · Современники
  · Зарубежные
  · Российские


Книги

  · Поиск по названиям

  · Альбомы
  · Биографии
  · Детективы
  · Эротика
  · Фантастика
  · Стиль/мода
  · Художественные
  · Здоровье
  · Журналы
  · Поэзия
  · Научно-популярные


Публикации

  · Статьи
  · Биографии
  · Фрагменты книг
  · Интервью
  · Новости
  · Стихи
  · Рецензии
  · Проза


Сайты-спутники

  · Квир
  · Xgay.Ru



МАГАЗИН




РЕКЛАМА





В начало > Публикации > Фрагменты книг


Лев Самуилович Клейн
Семейство Набоковых и гомосексуальность. Странная гомофобия
(фрагмент книги: "Другая сторона светила: Необычная любовь выдающихся людей. Российское созвездие")


6. СТРАННАЯ ГОМОФОБИЯ


У каждого классика есть свои причуды и капризы. Чайковский, Оскар Уайлд и Верден с Рембо были гомосексуалами. Достоевский, Рихард Вагнер и Т. С. Эллиот были антисемитами. Михаил Кузмин был гомосексуалом и антисемитом. Льюис Кэрролл был педофилом. Набоков, подозреваемый в педофилии, был гомофобом.

Он не любил гомосексуалов. Допускал гомофобные выражения, смущающие современного цивилизованного читателя. В одном письме он описывает городок Таос в штате Нью Мехико как "унылую дыру, полную третьеразрядных художников и увядших гомиков". Русского эмигрантского критика Адамовича он прозвал "Содомовичем" - из-за его очевидной сексуальной ориентации. Философа Маритена он не читал, но говорил, что его тошнит от Маритена уже потому, что о нем "с такой елейной любовью говорят педерасты" (Шаховская 1991: 19).

В его романах гомосексуалами всегда оказываются отрицательные герои. В "Лолите" это негативный противовес Гумберту Гумберту - профессор французского Гастон Годэн. Его общество было сносно для Гумберта из-за совершенной безопасности. Лолиту профессор вплотную не замечал - принимал каждое ее появление за новую девочку. Описан он как отвратительный урод.

"Это был пухлявый, рыхлый, меланхолический холостяк, суживавшийся кверху, где он заканчивался парой узких плеч неодинаковой вышины, и грушевидной головой с гладким зачесом на одной стороне и лишь остатками черных плоских волос на другой. Нижняя же часть его тела была огромная, и он передвигался на феноменально толстых ногах забавной походкой осторожного слона. ... Однако все его считали сверхобаятельным, обаятельно-оригинальным человеком".

Он знал по имени всех маленьких мальчиков в своем квартале, нанимал их чистить тротуар и двор, носить дрова к нему в сарайчик и исполнять простые обязанности в доме. В подвале он завел себе ателье, где занимался живописью и фотографией, а мальчики были натурой. Там у него висели портреты Андре Жида, Чайковского, "многолягого" Нижинского (обратите внимание на эпитет) и других выдающихся гомосексуалов.

"Он необходим теперь мне для защиты" - рассуждал Гумберт. Вот он, Годэн, бездарный, грязный (буквально: редко принимает ванну), закоренелый мужеложник - и его уважают пожилые люди и ласкают мальчики, он наслаждается жизнью и дурачит всех; а "вот, значит, я". Мне-то почему так плохо? В самом деле, даже не с субъективной позиции Гумберта, а для объективного читателя (и, очевидно, с позиции писателя) Годэн, как он описан Гумбертом, выглядит страшнее, хуже и, главное, неприятнее Гумберта. Гумберт вызывает сочувствие читателя, Годэн - нет.

Гомофобия Набокова носит какой-то назойливый и всеобъемлющий характер. Тихо ненавидимые им гомосексуалы вездесущи, они присутствуют почти в каждом его произведении. По К. Ротикову (в "Другом Петербурге") тот факт, что Набоков охотно вводил эту тему в свои романы, как раз освобождает его от подозрений. "Любопытство к курьезам и аномалиям обычно характеризует здоровые натуры" (Ротиков 1998: 157). Осмелюсь не согласиться. Ибо тогда уйму романов, где ничего этого нет, придется приписать именно гомосексуалам. Да нет, глаз Набокова уж очень изощрен в этом направлении.

Ганин в "Машеньке" живет в гостинице по соседству с двумя молодыми педерастами. Точно с такими же живет рядом и Лиза в "Пнине". В начале "Дара" представлен любовный треугольник: он влюблен в нее, она в другого, а тот в первого. От хихикающих танцовщиков в его первом романе "Машенька" до сумасшедшего рассказчика-комментатора Чарлза Кинбота в одном из последних романов "Бледный огонь" (он же беглый король Земблы Карл Возлюбленный и ничтожный эмигрант Боткин) - все они пустые, глупые, женственные людишки. Один из критиков пишет, что о гомосексуализме доктора Кинбота рассказано с какой-то дешевой и пошлой игривостью. Его похождения (действительные или вымышленные) с юнцами в туго облегающих джинсах и с зелеными абитуриентами представляются слабым подражанием порочной изобретательности небезызвестного Гумберта Гумберта. Для описания своих гомосексуальных персонажей писатель нередко пользуется словечком "mincing" ("жеманные", "манерные"). Писатель часто как бы посмеивается в кулак за их спиной, смотрит на них искоса, прищуренным глазом, подмигивая читателю. Он вообще-то насмехается надо всеми, включая читателя, это его любимая позиция, но гомики - излюбленный объект его иронии. Но какими бы они ни были скверными и жалкими, они есть у него повсюду.

Может быть, в этом гомофобы просто аналогичны антисемитам? Антисемиту везде грезятся евреи, засилье евреев, еврейская мафия. "Если в кране нет воды, значит выпили жиды". Разговоры о гомосексуальной мафии ведут гомофобы. Но у Набокова таких представлений нет. Быть может, сказалось то, что его злейшими критиками оказались гомосексуалы Георгий Адамович и Георгий Иванов - "Жоржики"? Но двух гомосексуалов он терпел в общении: своего издателя Фрэнка Тэйлора и профессора Карлинского, который писал хорошие рецензии на его произведения.

Это заставляет вспомнить другого писателя с таким же отрицательным отношением к гомосексуалам и гомосексуальности и с таким же обилием плохих гомосексуалов в его произведениях и даже с рассуждениями о всемирном сговоре гомосексуалов - Марселя Пруста. Тот рисовал гомосексуалов в своих произведениях неизменно издевательски, доходя до гротеска, но за этим скрывалась его собственная сугубая гомосексуальность. Он лишь маскировал свои подлинные симпатии и любовные страсти под гетеросексуальные, под любовь к женщинам, а на долю гомосексуальных отношений оставалось все скверное, все низкое и отвратительное, что действительно имеется в них наряду с высоким и благородным, отданным у Пруста гетросексуальным отношениям.

И тут появляется сумасшедшая идея: может быть, Набоков тоже скрытый гомосексуал? Может быть, это русский Пруст? Нет, для такого предположения нет оснований - тут Ротиков прав. Пруста Набоков обожал, потом слегка разочаровался. Сходств у них немало, но есть и существенные различия (Шаховская 1991: 80-81). Хотя в романах Набокова главные персонажи всегда мужчины, а женщины - всего лишь их бледные отражения (Шаховская 1991: 52), сам он всегда и везде интересовался сексуально только женщинами. Может быть, стоит вспомнить здесь, что заядлых гомофобов психологи вообще подозревают в скрытой гомосексуальности? Что эти люди потому и выступают столь агрессивно против гомосекуальности, что подсознательно ощущают ее в себе и стремятся открытыми и агрессивными действиями подавить ее - прежде всего в себе? Это уже ближе к ситуации Набокова, хотя все еще не вполне точно. Но известно, что Набоков считал гомосексуальность наследственным явлением, а у него были основания опасаться, как бы эти гены не проявились в нем самом.





СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Скандал вокруг "Лолиты": автор и герой
  2. Корни "Лолиты"
  3. Детство Набокова
  4. Писатель Сирин
  5. Писатель Набоков
  6. Странная гомофобия
  7. Дед - министр
  8. Отец и его проект
  9. Дядя Костя
  10. Дядя Василий "Рука"
  11. Прикрываемый брат Сергей
  12. Сиамские близнецы




© Л. С. Клейн, ООО "Фолио-Пресс", 2002