Российский литературный портал
GAY.RU
  ПРОЕКТ ЖУРНАЛА "КВИР" · 18+

Авторы

  · Поиск по авторам

  · Античные
  · Современники
  · Зарубежные
  · Российские


Книги

  · Поиск по названиям

  · Альбомы
  · Биографии
  · Детективы
  · Эротика
  · Фантастика
  · Стиль/мода
  · Художественные
  · Здоровье
  · Журналы
  · Поэзия
  · Научно-популярные


Публикации

  · Статьи
  · Биографии
  · Фрагменты книг
  · Интервью
  · Новости
  · Стихи
  · Рецензии
  · Проза


Сайты-спутники

  · Квир
  · Xgay.Ru



МАГАЗИН




РЕКЛАМА





В начало > Публикации > Фрагменты книг


Ванесса Бэйрд
Обзор по миру
(фрагмент книги: "Достоверный гид в мир сексуального многообразия")

Всемирный выход из подполья... влияние глобализации на сексуальную сферу... половая идентификация, нищета и любопытные случаи поддержки.

Пока Вильям Фернандес говорит, за его спиной через замерзшее оконное стекло я легко могу разглядеть силуэты прохаживающихся вокруг вооруженных мужчин. До нашей беседы Вильям поинтересовался, почему они здесь. "Для нашей защиты, - ответил я. - В наш адрес поступали угрозы со стороны фашистской группы".

Он устало улыбнулся. Для Вильяма это была знакомая ситуация - он только что прилетел из Эль Сальвадора в Рим на международную конференцию активистов сексуальных меньшинств.

"За последние два года двадцать наших товарищей были убиты, - сказал он, описывая ситуацию, с которой столкнулся он и другие члены базирующейся в Сан-Сальвадоре организации Entre Amigos (между друзьями). - И только две смерти послужили поводом для полицейского расследования".

Была попытка покушения и на его жизнь. С тех пор он неоднократно подвергался угрозам. Организация распалась, а документы были разграблены. Когда он обратился в полицию, ему сказали, что он напрасно рассчитывает на то, что полиция будет защищать людей, подобных ему.

Еще несколько лет назад у кого-нибудь, кто оказался бы в ситуации Вильяма, могли бы просто опуститься руки. Однако Вильям не сдался. Он связался с организацией "Международная амнистия" по защите прав человека, а также с Международной комиссией по защите прав геев и лесбиянок. Они развернули международную кампанию, и Entre Amigos наконец-то получила защиту полиции.

История Entre Amigos показывает, как далеко и быстро продвинулась за последние годы политика сексуального многообразия. Она наглядно демонстрирует, что всё увеличивающееся число людей, относящихся к сексуальным меньшинствам, не желают сидеть сложа руки даже в самой враждебной обстановке. Эта история также показывает эффективность международного сотрудничества.

Но для понимания происходящего так же важна и сущность Entre Amigos как организации. "В нашу организацию входят лесбиянки, бисексуалы, трансвеститы, транссексуалы - все, кроме интерсексуалов, но я уверен, что со временем будут и они. Люди, которые посещают наш центр, являются самыми социально отверженными в городе. В их число входят проститутки, наркоманы, воры... Проблемы многообразия и социальной вовлеченности, - говорит Вильям, - являются самыми важными для духа организации".

Глобализируя вопрос

Еще десять лет назад лесбиянкам и геям из богатых стран было бы трудно найти какую-либо информацию о сексуальных меньшинствах из стран Африки, Азии и Латинской Америки. Гомосексуальность здесь часто была невидимой.

Но не сегодня. Появление гей-движений в этих странах было подобно взрыву - и ещё более заметной оказалась ответная реакция.

Бранные слова президента Зимбабве Роберта Муга-бе в адрес гомосексуалов - "Они хуже свиней и собак", - а также его запрет на участие организации "Геи и лесбиянки Зимбабве" (ГИЛЗ) в Международной книжной выставке Зимбабве, которая проходила в Хараре в 1996 году, благодаря средствам массовой информации стали известны во всем мире. По иронии судьбы такая реклама только подтолкнула новых членов к вступлению в ГИЛЗ. А для того, чтобы подчеркнуть международную значимость вопроса, во время визита в Лондон Мугабе подвергся гражданскому аресту за преступления против своего народа воинствующим борцом за права геев Питером Татчелом. Разъяренный Мугабе обвинил в лнциденте "гейскую мафию" премьер-министера Великобритании Тони Блера.

В индийских средствах массовой информации ведутся жаркие баталии между сторонниками и противниками геев, и особенно они остры по поводу отношений индийских лесбиянок. Несчастные дети таких людей, как сказано в одной из статей, "рано или поздно рискуют прийти к сумасшествию, душевным болезням, преступлениям". "А кому нужны мужчины?" - возражает другая статья. То есть споры за и против декриминализации гомосексуальности идут полным ходом.

Также в конце 2000 года представитель шестой hijra, касты неприкасаемых-евнухов, был выдвинут на государственную должность, что продолжило начавшуюся несколько лет назад тенденцию, когда неприкасаемые-евнухи становились политическими представителями беднейших слоев населения.

В последние годы мир с интересом наблюдал за тем, как сначала Южно-Африканская республика, а затем и Эквадор стали первыми странами, которые распространили положения закона о борьбе с дискриминацией на сексуальную ориентацию и включили их в конституцию своих стран.

Примеру Дании, а затем Голландии, которые дали возможность гомосексуальным парам своих стран вступать в законный брак, последовали такие отдаленные от них страны, как Вьетнам и Мексика, включившие соответствующие положения в законы своих стран.

В июне 2001 года шесть независимых экспертов Организации Объединенных Наций опубликовали совместное заявление, обращенное к сообществам лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров, призывая их активистов обращаться в ООН в случаях нарушений прав человека, направленных против сексуальных меньшинств. Данное заявление оказалось крайне важной вехой в борьбе сексуальных меньшинств за то, чтобы их голос был услышан в ООН и чтобы организация, защищающая права человека, имела возможность получать больше информации по вопросам, касающимся лесбиянок, геев, бисексуалов и трансгендеров.

Очень существенными возможностями глобализации информации о сексуальном многообразии обладает современный Интернет. Даже в тех странах, где существуют запреты на гомосексуальность и наказания за ее проявления, люди имеют возможность посещать солидарные сайты, налаживать контакты, общаться через Интернет. Например, сейчас существует множество сайтов на арабском языке для лесбиянок, геев, трансгендеров, живущих в странах, где господствуют законы Ислама.

И хотя, конечно, далеко не все имеют доступ к Интернету, глобальная сеть всё же делает немало для того, чтобы люди нетрадиционной сексуальной ориентации, живущие в условиях, когда они вынуждены скрывать свои нужды, чувствовали бы себя в меньшей изоляции.

Препоны традиции

Однако глобализция имеет и существенные отрицательные стороны. Процесс экономической глобализации, который принял невиданный размах с конца "холодной войны", поставил самых богатых в гораздо более выгодные условия за счет самых бедных. Хорошо известны последствия организованного труда, когда мультинациональные корпорации, как стервятники, сначала набрасываются на страны с самым низким уровнем оплаты труда и самыми мягкими трудовыми законами, а затем бросают их, как только подрядчик из какой-либо другой страны предложит лучшие условия для получения прибыли. Сглаживание различий, "диснейизация" культур и экономики по всему миру являются очевидными для всех последствиями экономической глобализации.

Средства массовой информации предоставляют геям и лесбиянкам Лимы или Джакарты модели западной гомосексуальной культуры, которые оказываются для них гораздо более подходящими, чем гетеросексуальные нормы, которые навязываются им в их собственных странах. Однако эта тенденция имеет и свою обратную сторону: мировые средства массовой информации в основном сосредоточены в руках всего лишь нескольких западных корпораций.

Оказалось, что сильнейший отклик на такую глобализацию культуры - невиданное прежде превращение секса в товар - стал характерен для стран, где превалирует религиозный фундаментализм.

Как указывает Деннис Альтман в своей книге "Глобальный секс", быстрые перемены вызвали паническую реакцию, которая приняла формы возврата к очень избирательным, часто надуманным свойственным местной культуре традиционным ценностям. Он предсказывает, что "по мере того, как мир все больше и больше будет поддаваться влиянию и моделям потребительского капитализма, попытки противодействия глобализации будут принимать все более яростные формы".

Эти традиционные ценности редко когда подразумевают заботу, сострадание. Гораздо чаще они имеют отношение к авторитарности, патриархату, национализму и ксенофобии, а их жертвами становятся женщины, а также расовые и сексуальные меньшинства.

Гомосексуальность находится на нелегальном положении по крайней мере в 70 странах мира. В семи странах, контролируемых исламскими фундаменталистами, она карается смертью. Подсчитано, что в Иране 200 человек ежегодно подвергаются смертной казни из-за своей сексуальной ориентации. По данным организации "Международная амнистия", за последние годы казни геев и лесбиянок проводились в Афганистане и Саудовской Аравии.

Даже те страны, которые с распростертыми объятьями принимают экономическую глобализацию и идеологию свободного рынка, весьма холодно и консервативно относятся к быстрому натиску социальных перемен. В Малайзии и Индонезии азиатские ценности с гордостью противопоставляются западным, однако эти ценности подразумевают рабское положение женщин и неприятие местного гомосексуального и трансгендерного населения. Премьер-министр Малайзии Мохамед Махатир, который посадил в тюрьму своего главного политического оппонента Анвара Ибрахима по обвинениям в содомии, настаивает на том, что гомосексуальность - это форма иностранного разложения, которая оскорбляет азиатские ценности, и потому должна быть отвергнута.

В Зимбабве политика Мугабе также направлена одновременно против геев и против Запада. Таким образом, Для поддержания своей слабеющей политической власти и Мугабе, и Махатир заняли сильную антиколониальную позицию, хотя по иронии судьбы они при этом используют старые колониальные законы, направленные против содомии для "очищения" их народов. Подтекст ясен: отклонения от гетеросексуальности являются чуждым для их народов явлением, не африканским и не азиатским, а привнесенным из других стран. И таким отклонениям нет места в их обществах.

© Центр "ГендерДок-М", Ванесса Бэйрд, 2004