В начало
> Публикации
> Фрагменты книг
Лев Самуилович Клейн
Иван Грозный и содомский грех. Образ грозного царя
(фрагмент книги: "Другая сторона светила: Необычная любовь выдающихся людей. Российское созвездие")
1. ОБРАЗ ГРОЗНОГО ЦАРЯ
Как ни странно, этот кровавый раздел русской истории находит своих апологетов, а образ жестокого и изобретательного деспота - своих защитников и фанатов. Впрочем, это естественно: если обнаруживаются аналогии, если такие же явления повторяются вновь -доносительство, пытки, массовые казни, - то есть ведь не только те, кто от них страдает, но и те, кто их проводит или получает от них выгоды. Ясно, что этим выродкам угодно отыскивать в истории свои прообразы и они ждут воспевания и приукрашивания таких периодов и таких исторических фигур.
Так, именно в эпоху Сталина лояльные ему историки начали повторять Кавелина и с особенным ражем возводить на пьедестал фигуру Ивана Грозного, отыскивать в нем черты великого и благого исторического деятеля, всячески оправдывать его бесчинства и преуменьшать их масштаб и причиненное ими зло.
Но даже в Сталинскую эпоху в фильме Эйзенштейна "Иван Грозный" есть эпизоды, в которых воскрешается склонность Ивана к содомскому греху. Показан его смазливый кравчий Федька Басманов, танцующий для царя в женском платье. Более того, сам глава опричников Малюта Скуратов, ославленный в народных сказаниях как страшный палач, подползает к царю, и царь почесывает его под бородой, спрашивая: "Что, соскучился по царской ласке?". А тот лишь покряхтывает умильно.
Виктор Шкловский в своей биографии Эйзенштейна скупо упоминает, что в общем это вполне соответствует исторической действительности, что Федька Басманов "всеми обвинялся в мужеложестве" (1976: 252). Но Шкловский - не историк, на источники не ссылается и уж критической проверке их и подавно не подвергает. Что же было в действительности? Был ли царь причастен к содомскому греху или это напраслина, возводимая на него недругами, коих у него было предостаточно? Так сказать, коли уж злодей, то и в этом. А если это реальная черта его поведения, то каков ее характер - была ли то особенность его природной сексуальной ориентации или всего лишь еще одна примета его распутства, нарочитое злоумышление против благочиния ненавистной боярской среды, или разновидность оскорбления и унижения подданных?
СОДЕРЖАНИЕ:
- Образ грозного царя
- Содомский грех на Руси
- Легенды об отце
- Сиротское детство и опасные задатки
- В тени Сильвестра
- Востребованная гроза
- Жены Ивана Грозного
- Федька Басманов
© Л. С. Клейн, ООО "Фолио-Пресс", 2002