Российский литературный портал
GAY.RU
  ПРОЕКТ ЖУРНАЛА "КВИР" · 18+

Авторы

  · Поиск по авторам

  · Античные
  · Современники
  · Зарубежные
  · Российские


Книги

  · Поиск по названиям

  · Альбомы
  · Биографии
  · Детективы
  · Эротика
  · Фантастика
  · Стиль/мода
  · Художественные
  · Здоровье
  · Журналы
  · Поэзия
  · Научно-популярные


Публикации

  · Статьи
  · Биографии
  · Фрагменты книг
  · Интервью
  · Новости
  · Стихи
  · Рецензии
  · Проза


Сайты-спутники

  · Квир
  · Xgay.Ru



МАГАЗИН




РЕКЛАМА





В начало > Публикации > Фрагменты книг


Моника Виттиг
Категория пола
(фрагмент книги: "Прямое мышление и другие эссе")

О. выражает собой идею мужественности.
Мужественности или, хотя бы,
маскулинности. Наконец-то есть женщина,
готовая принять ее. Кто принимает,
и что принимает? Нечто, что женщины до
сих пор отказывались признавать
(сегодня еще меньше, чем раньше). Нечто,
за что мужчины всегда упрекали их: что
они никогда не переставали подчиняться
своей природе, зову крови, и что все,
что в них есть, даже в мыслях - это секс.

Жан Паулан, "Счастливое рабство"
Предисловие к "Истории О." Полины Реаж


В 1838 году мирный остров Барбадос был
потрясен странным кровавым восстанием.
Около двухсот негров обоего пола,
незадолго до этого освобожденных от
рабства Мартовским Декретом, явились
как-то утром к своему бывшему хозяину,
некоему Гленелгу, чтобы он снова взял их
к себе... Я подозреваю, ...что рабы Гленелга
так любили своего хозяина, что не могли
вынести разлуки с ним.

Жан Паулан, "Счастливое рабство"


А что мне жениться? ...Мне и так хорошо.
На что мне жена? ...А в бабе-то что
хорошего? - Баба - работница. ...Баба
мужику слуга. - Да на что мне работница? -
То-то, чужими руками жар загребать
любишь. ...Ну жени меня, коли так.

Тургенев, "Записки охотника"


Исконное разделение по полу и вечное разделение на рабов и хозяев проистекают из одного и того же убеждения, и, как не существует рабов без хозяев, не может быть женщин без мужчин. Идеология половых различий действует в нашей культуре как цензура, и, апеллируя к природе, маскирует социальное противостояние между мужчинами и женщинами. Маскулинное/фемининное, женское/мужское - есть категории, которые служат для утаивания того факта, что социальные различия относятся к экономическому, политическому, идеологическому порядку. Любая система господства устанавливает свои принципы деления на материальном и экономическом уровне. Более того, эти принципы абстрагируются и превращаются в концепции хозяевами, а позже - рабами, когда они восстают и начинают бороться. Хозяева объясняют и оправдывают разобщение как результат естественных различий. Рабы, когда они восстают и начинают бороться, интерпретируют социальные противоречия в качестве так называемых естественных различий.

А пола, в сущности, не существует. Есть только пол угнетателей и пол угнетенных. Именно угнетение создает пол, а не наоборот. Наоборот, следовало бы считать, что пол формирует угнетение, или утверждать, что причина (происхождение) пола как такового - в естественном разделении полов до существования (или вне) общества.

Преобладание различия формирует наше сознание таким образом, что не позволяет обратиться внутрь себя и подвергнуть себя сомнению, независимо от того, насколько необходимо было бы разобраться в том базисе, который формирует различия. Чтобы понять различие с диалектических позиций, нужно прояснить противоречивые понятия, нуждающиеся в пересмотре. Чтобы понять социальную реальность в терминах диалектического материализма, следует глубоко постичь противостояние классов, позиция за позицией, и заставить их столкнуться в одной связке (конфликт социального порядка), что является также и разрешением (аннулирование конфликта социального порядка) явных противоречий.

Классовая борьба - это именно то, что разрешает противоречия между двумя враждующими классами, аннулируя их одновременно формируя и определяя их как классы. Классовая борьба между женщинами и мужчинами, которая должна быть поддержана всеми женщинами, призвана разрешить противоречия между полами, аннулируя их и одновременно проявляя их существование. Следует отметить, что противоречия всегда относятся к материальному порядку. Важной идеей для меня здесь является то, что, прежде, чем возник конфликт (протест, борьба), категория противоречия отсутствует, есть только различие. И до тех пор, пока не возник протест, жестокая реальность противостояния и политический смысл различия не проявлены. Потому что пока оппозиция (различия) воспринимаются как данность, как всегда существовавшее, до появления разума, как "естественное" - пока нет конфликта и нет борьбы - нет и диалектики, нет изменения, нет движения. Господствующая мысль отказывается заглянуть внутрь себя, понять то, что ставит ее под сомнение.

И определенно, до тех пор, пока нет женской борьбы, нет и конфликта между мужчинами и женщинами. Именно женщине предопределено судьбой исполнять три четверти работы общества (как в публичной сфере, так и в частной) плюс телесную работу по воспроизводству в соответствии с предопределенной нормой. Ее судьба - быть убиваемой, уродуемой, подвергаться физическим и психологическим пыткам и издевательствам, быть изнасилованной, избиваемой, быть принуждаемой к брачным узам. А судьбу, как известно, нельзя изменить. Женщины не знают, что они абсолютно подчинены мужчинам, а когда они осознают этот факт, они "с трудом в это верят". И зачастую, как последнее убежище от голой и жестокой реальности - отказ "поверить", что мужчины доминируют над ними абсолютно осознанно (ведь угнетение гораздо ужаснее для угнетенных, чем для угнетателей). Мужчины, с другой стороны, отлично знают, что они угнетают женщин ("Мы - хозяева женщин", сказал Андре Бретон) и обучены этому делу. Им не нужно озвучивать этот факт, поскольку те, кто владеют, нечасто говорят о своем господстве над теми, кем владеют.

Что же это за мысль, отказывающаяся обратиться к себе, никогда не задающаяся вопросом, откуда она возникла? Это мысль, которая подтверждает то, что "было всегда" между полами, нечто, существовавшее до всякой мысли, до любого общества. Эта мысль - есть мысль тех, кто правит женщинами.

"Мысли господствующего класса являются в каждую эпоху господствующими мыслями. Это значит, что тот класс, который представляет собой господствующую материальную силу общества, есть вместе с тем и его господствующая духовная сила. Класс, имеющий в своем распоряжении средства материального производства, располагает вместе с тем и средствами духовного производства, и в силу этого мысли тех, у кого нет средств для духовного производства, оказываются в общем подчинении господствующему классу. Господствующие мысли суть не что иное, как идеальное выражение господствующих материальных отношений, как выраженные в виде мыслей господствующие материальные отношения; следовательно, это - выражение тех отношений, которые как раз и делают один этот класс господствующим; это, следовательно, мысли его господства" (Маркс и Энгельс. "Немецкая идеология", М., Политическая Литература, 1985).

Эта мысль, основанная на превосходстве различия - есть мысль о господстве.

Господство предоставляет женщинам факты, данности, априори, которые, тем более сомнительны, что формируют гигантскую политическую структуру, прочную сеть, охватывающую все, и на все влияющую - на наши мысли, наши жесты, наши действия, нашу работу, наши взаимоотношения.

Со всех сторон господство учит нас:

  • что прежде всякого сознания, раньше, чем возникло общество, существовало два "пола" (два вида рожденных на свет личностей) с неотъемлемыми различиями; различиями, имеющими онтологические последствия (метафизический подход),

  • что прежде всякого сознания, раньше, чем возникло общество, существовало два пола с "естественными", или "биологическими", или "гормональными", или "генетическими" различиями, имеющими социологические последствия;

  • что прежде всякой мысли, любого общественного порядка, существовало "естественное разделение труда в семье", "разделение труда... (МАРКС) (Марксистский подход).

  • Каким бы ни был подход, идея в своей основе остается той же самой. Между двумя полами, вне зависимости от изначальных различий, неизбежно развиваются отношения - от вида к виду. Относясь к естественному, природному порядку, эти отношения не могут рассматриваться как социальные отношения. Этой мысль, пронизывающая любой дискурс, включая элементарный здравый смысл (ребро Адама, или Адам есть, Ева есть ребро Адама) - есть мысль о господстве. Ее дискурсивное содержание постоянно закрепляется на всех уровнях социальной действительности скрывая политический факт подчинения одного пола другому, принудительный характер самой этой категории (являющейся первой характеристикой социального субъекта в его гражданском состоянии). Категория пола не существует априори, до существования общества. И, являясь категорией господства, она не может являться продуктом естественного господства, а только результатом общественного господства мужчин над женщинами, поскольку не бывает господства вне общества.

    Категория пола - это политическая категория, которая основывает общество как гетеросексуальное. И как таковая, она не определяет живое существо, но только взаимоотношения (так как женщины и мужчины - это результат взаимоотношений), хотя эти аспекты нередко путают между собой. Категория пола - это то, что объявляет "естественными" отношения, образующие основу (гетеросексуального) общества, через которые половина человечества, женщины, "гетеросексуализированы" (создание женщины подобно созданию евнухов, разведению рабов или животных) и подчинены гетеросексуальной экономике. Поскольку категория пола есть продукт гетеросексуального общества, которое навязывает женщинам жесткие обязательства по воспроизводству "вида", то есть воспроизводству гетеросексуального общества. Воспроизводство "вида", навязанное женщинам - это система эксплуатации, на которой экономически базируется гетеросексуальность. Воспроизводства - это именно тот труд, через который происходит присвоения всего труда, исполняемого женщинами. Сюда нужно включить присвоение того труда, который "естественно" ассоциируется с воспроизводством - воспитание детей и домашние обязанности. Эта апроприация женского труда действует таким же образом, как присвоение труда рабочего класса правящим классом. Невозможно утверждать, что одно из этих производств (воспроизводство) является "естественным", а другое - социальным. Этот аргумент всего лишь теоретическое, идеологическое оправдание угнетения, аргумент для того, чтобы заставить женщин верить в то, что до возникновения общества и во всех обществах они несут эту обязанность воспроизводства. Однако, поскольку нам неизвестен ни один вид работы, ни один вид социального производства вне контекста эксплуатации, мы ничего не знаем о воспроизводстве общества вне контекста эксплуатации.

    Категория пола - это продукт гетеросексуального общества, в котором мужчины присваивают себе воспроизводство и производство женщин и их собственные физические личности посредством договора, называемого брачный контракт. Сравните этот контракт с тем, что связывает рабочего с его нанимателем. Договор, связывающий женщину с мужчиной в принципе пожизненный договор, который можно расторгнуть только по закону (развод). Он предписывает женщине определенные обязательства, включая неоплаченный труд. Этот труд (домашние обязанности, воспитание детей) и обязанности (отказ от своего воспроизводства в пользу имени мужа, сожительство с ним днем и ночью, навязанное соитие, предписанное место жительства предопределяемое законом как "ведение совместного хозяйства") означает в этом смысле передачу собственной физической личности женщины мужу. Прямая зависимость женщины от мужа явствует из действий полиции, которая не вмешивается, когда муж бьет свою жену. Полиция вмешивается предъявляет обвинения в нанесении побоев и оскорблений тогда, когда один гражданин избивает другого. Но женщина, подписавшая брачный контракт тем самым перестает быть обычным гражданином (охраняемым законом). Полиция открыто демонстрирует нежелание вмешиваться в семейные дела (в отличие от гражданских дел), в которые власть государства не обязана вмешиваться напрямую, поскольку она реализуется посредством мужа. Нужно сходить в убежища для избиваемых женщин, чтобы увидеть, как реализуется эта власть.

    Категория пола - это продукт гетеросексуального общества, которое превращает половину населения в сексуализированные существа, так как пол - это категория, вне которой женщина не может существовать. Где бы они ни были, что бы ни делали (включая работу в общественном секторе), их рассматривают (и делают) сексуально доступными для мужчин, и они, их ягодицы, грудь, костюм - должны быть видимыми. Они обязаны носить свою желтую звезду, свою несмываемую улыбку днем и ночью. Стоит задуматься о том, что у каждой женщины, замужней или нет, бывает период навязанного сексуального обслуживания, сексуальной службы, которую можно сравнить со службой в армии, которая может длиться день, год, двадцать пять лет, или больше. Некоторые лесбиянки и монахини избегают этого, но их совсем мало, хотя количество и растет. Хотя женщины очень видимы как сексуальные существа, как существа социальные они абсолютно невидимы, и в этом качестве должны проявляться как можно меньше, и всегда иметь достаточно оправданий для этого. Стоит только почитать интервью с выдающимися женщинами, и услышать, как они извиняются. И газеты сообщают нам по сей день, что "два студента и женщина", "два адвоката и одна женщина", "три путешественника с женщиной" делали то-то и то-то. Потому что категория пола - это категория, всегда следующая за женщиной, и женщину невозможно представить вне ее. Только они - это пол, тот самый пол и секс, их превратили в секс в их сознании, в телах, действиях и жестах; даже когда их избивают и убивают - это сексуально. Поистине, категория пола держит женщин очень крепко.

    Потому что категория секса тоталитарна, и чтобы доказать свою правоту, у нее есть инквизиция, суды, трибуналы, свод законов, террор, пытки, экзекуции и полиция. Она формирует сознание также, как и тело, поскольку контролирует все, что производит сознание. Она так захватила наше сознание, что мы не умеем думать вне ее пределов. Вот поэтому мы и должны ее уничтожить и начать мыслить вне ее, если мы вообще хотим мыслить, также, как мы должны уничтожить оба пола как социологическую реальность, если хотим начать существовать. Категория пола - это категория, предписывающая женщинам рабство, она функционирует также конкретно, как в отношении черных рабов, через процесс редукции, выдавая часть за целое, ту часть (расу, пол), через которую целая группа людей должна пройти, как через экран. Обратите внимание, что во многих вопросах гражданства цвет кожи, как и пол, должны быть "заявлены". Однако, в связи с отменой рабства, "декларация" "цвета кожи" считается теперь дискриминацией. Однако, это не относится к "декларированию" "пола", который даже женщины не мечтают отменить. Я говорю: пришло время это сделать.