Российский литературный портал
GAY.RU
  ПРОЕКТ ЖУРНАЛА "КВИР" · 18+

Авторы

  · Поиск по авторам

  · Античные
  · Современники
  · Зарубежные
  · Российские


Книги

  · Поиск по названиям

  · Альбомы
  · Биографии
  · Детективы
  · Эротика
  · Фантастика
  · Стиль/мода
  · Художественные
  · Здоровье
  · Журналы
  · Поэзия
  · Научно-популярные


Публикации

  · Статьи
  · Биографии
  · Фрагменты книг
  · Интервью
  · Новости
  · Стихи
  · Рецензии
  · Проза


Сайты-спутники

  · Квир
  · Xgay.Ru



МАГАЗИН




РЕКЛАМА





В начало > Публикации > Фрагменты книг


Введение Ларисы Богораз к докладу Маши Гессен "Права гомосексуалов и лесбиянок в Российской федерации"
(фрагмент книги: "Права гомосексуалов и лесбиянок в Российской федерации")


Лариса Богораз (1929-2004. Фото 2004.Novayagazeta.Ru)

До встречи с участниками Международной комиссии, я практически не задумывалась о проблеме права на выбор сексуального партнера. По ходу разговоров с гей-активистами, тем не менее, я быстро поняла, что борьба за права сексуальных меньшинств - это очень важный аспект правозащитной деятельности, отличная правовая школа.

Самый главный принцип прав человека - это недискриминация. И многие принимают как разумное, доступное сознанию идею недискриминации по расовому признаку, по признаку конфессии. А вот недискриминация по признаку различной сексуальной ориентации - которая, по сути дела, то же самое - принимается труднее. Поэтому, если удалось бы повернуть общество и в этом направлении, тогда легче было бы объяснить принцип недискриминации в других направлениях тоже.

Я задумалась: почему так происходит, почему именно это право в сознании очень многих людей - может быть, большинства людей - подвергается сомнению? Потому, что воспринимается не как особенность личности, которая зависит не от выбора человека, а от того, каков он, каким он родился (что делать, бедняга - еврей?). В выборе же сексуального партнера предполагается свободный выбор человека. Хотя я думаю теперь, что это не так, что это тоже заложено в человеке. Но даже если бы это было так, почему можно давить на человека, чтобы он изменил свой выбор? Чем бы ни определялся этот выбор, речь идет о подавлении личности.

Я думаю, что отмена 121-й статьи - это реальный шаг по декларированной приверженности правам человека. Сейчас уголовного преследования не может быть. Слава Богу. Но теперь нужно добиваться, чтобы и в остальном права соблюдались. Надо проанализировать, каковы неотъемлемые права личности, учитывая, что личность разнообразна, а права должны быть у всех одинаковы. Соблюдаются ли имущественные права, право на свободу слова, право на поиски счастья, в том числе право на вступление в брак. И добиваться, чтобы все эти права соблюдались.

Быть может, я так быстро поняла эту проблему потому, что еще позавчера меньшинством были диссиденты. Позавчера о нас говорили, что мы отщепенцы. Я чувствовала это на собственном опыте. Я не хочу, чтобы кто бы то ни было еще испытывал это ощущение - что он отщепенец.

Есть целый ряд проблем, которыми диссиденты не занимались - в том числе этой. Думаю, что эту ошибку надо сейчас исправлять. Пусть мы сегодня не диссиденты, но если мы несем в себе свой прошлый опыт, то сегодня пора нам расширить свой круг объектов внимания.

Я поняла, что этот вопрос прав геев и лесбиянок относится к праву на частную жизнь. Для сегодняшних правозащитников я хочу провести занятия на эту тему. Думаю, что это было бы поучительно и для правозащитников, которые работали раньше. Надеюсь, что тот поворот в сознании, который испытала я, произойдет и в сознании других людей.

На одном из наших семинаров один из участников предложил такую резолюцию: исключить пункт о национальности из официальных документов, т.е. дать право человеку определять свою национальность или не определять по собственному выбору, по собственному своему ощущению принадлежности к нации. В начале это тоже вызвало очень сильное противодействие. Но потом, после обсуждения, это предложение было подписано. Мы разослали его всем правительствам всех государств, которые входили раньше в состав Союза. У меня есть надежда, что если допустить обсуждение темы прав геев и лесбиянок среди людей, которые хотят слушать, умеют слышать и обсуждать разные точки зрения, то будет услышана и эта, новая для многих из нас, проблема.

До того, как я всерьез задумалась, всерьез обсудила эту тему, я была в плену предрассудков. Предрассудков у нас очень много. Так что надо задуматься о том, как от предрассудков освобождаться для того, чтобы быть действительно свободным человеком. Ведь бороться за права личности можно только там, где есть свободная личность.

Л.И. Богораз (Московская хельсинкская группа), сентябрь 1993 года.
Фото 2004.Novayagazeta.Ru
© Международная комиссия по правам человека для гомосексуалов и лесбиянок, 1994



О людях, упомянутых в этой публикации



· Маша Гессен