В начало
> Публикации
> Фрагменты книг
Сет, Гор, Аммонехт и прочие голубые бытости
(фрагмент книги: "1/10 № 22")
Уважаемые читатели! В выпусках прошлых лет мы публиковали отдельные материалы на тему однополой любви в мировой литературе, отраженную в Библии, творчестве Пушкина, Есенина, древнегреческой поэтессы Сафо и др. В текущем году мы планируем цикл публикаций "Тема однополой любви в мировой литературе", в котором постараемся ознакомить вас с такими произведениями в историко-хронологических рамках. Мировая литература - необъятный океан, а никто не обнимает необъятного, как справедливо изрек Кузьма Прутков. Поэтому мы будем благодарны, если вы в своих письмах подскажете нам авторов и произведения, которых мы, возможно, не знаем. А в этом выпуске мы начинаем наш цикл.
Одно из первых и древнейших (добиблейских) письменных свидетельств мы находим в древнеегипетских мифах об Осирисе. Этот бог, как и его жена, богиня Исида, особенно почитались в Древнем Египте. В мифах, в частности, рассказывается, что Осирис, потомок верховного бога Ра (Солнца), царствуя над Египтом, научил людей земледелию, садоводству и виноделию. И был у него брат Сет, завидовавший Осирису и желавший отнять у него власть над Египтом. И убил Сет Осириса. (Здесь мы находим истоки библейского рассказа об Авеле и Каине). Исида, по тогдашнему египетскому обычаю, была родной сестрой и в то же время женой Осириса. Проблема кровосмесительства не волновала жителей долины Нила.
Египетские фараоны были женаты на собственных сестрах. Так вот, у Осириса и Исиды был сын Гор. Когда он вырос, то стал судиться с Сетом, захватившим царство Осириса, перед лицом верховного бога Ра и остальными богами. И очень долго тянулась эта тяжба со всякими осложняющими обстоятельствами и интригами. Наконец, под нажимом верховного бога Ра и других богов Сет притворился, будто готов помириться с Гором, и пригласил того к себе во дворец. После застолья они возлегли на ночь рядом, и Сет попытался овладеть Гором, что означало бы его главенство над сыном Осириса и Исиды и вынужденную зависимость Гора от него. Как видим, идея "опустить" и тем самым подчинить своей воле родилась 3-4 тысячи лет тому назад в одной из первых цивилизаций... Однако Исида помешала коварному Сету выполнить свое намерение и, более того, перехитрила его и сама незаметно ввела ему семя Гора. А сделала это так: смазала семенем Гора зелень, которой обычно любил лакомиться Сет, и тот проглотил семя вместе с едой. Потом об этом узнали все, и уже Сет оказался как бы символически изнасилованным Гором и тем самым у него в подчинении. Далее следуют еще разные перипетии, которые к нашей теме не относятся.
Имеются и другие свидетельства, что Древнему Египту была знакома однополая любовь. К XV веку до н.э. относятся дошедшие до нас списки на папирусе "Книги мертвых" - своего рода наставление, как вести себя в загробном мире и как оправдаться перед судилищем богов. Оправдание целиком построено на отрицании грехов: "я не..." И, в частности, говорится: "Я не мужеложествовал" (см. также сборник Вервольфа "Родная кровь" - ред.). По-видимому, гомосексуальные отношения официально осуждались. Однако гимном такой любви (не уступающим "Песни песней" библейского Соломона) звучит стихотворение на одном из папирусов, условно называемое египтологами "Любовная песнь":
Любовь твоя - птицы любовь.
Облик твой - отрока облик.
Благоуханье твое - благоуханье бальзама.
Кожу твою уподоблю кожице нежной плода.
Жизненной силе зерна жизнь уподоблю твою.
Восходящее солнце - твой лик.
Веселости полон твой взор.
Руки свои простираешь и раскрываешь уста
Для восхваления Ра, отрок божественный!
Есть на тебе отпечаток владыки Гермополя.
Сие начертал Аммонехт, сын Ипуи, а обзор подготовил Марк Залк (рис. Виктора)