Российский литературный портал
GAY.RU
  ПРОЕКТ ЖУРНАЛА "КВИР" · 18+

Авторы

  · Поиск по авторам

  · Античные
  · Современники
  · Зарубежные
  · Российские


Книги

  · Поиск по названиям

  · Альбомы
  · Биографии
  · Детективы
  · Эротика
  · Фантастика
  · Стиль/мода
  · Художественные
  · Здоровье
  · Журналы
  · Поэзия
  · Научно-популярные


Публикации

  · Статьи
  · Биографии
  · Фрагменты книг
  · Интервью
  · Новости
  · Стихи
  · Рецензии
  · Проза


Сайты-спутники

  · Квир
  · Xgay.Ru



МАГАЗИН




РЕКЛАМА





В начало > Публикации > Статьи


Определение понятия "гомосексуализм" и формы его проявления

Гомосексуализм как понятие еще и сегодня для многих людей включает в себя очень расплывчатые представления, большей частью ассоциирующиеся с негативно окрашенными эмоциями. Одни считают его болезнью, другие - недостатком характера или моральным падением. Оба взгляда не только ошибочны, но и создают предубеждения по отношению к гомосексуалистам, еще более усугубляя их жизненные проблемы, которых и без того достаточно ввиду их склонности.

Под гомосексуализмом следует прежде всего понимать только то, что сексуальное влечение может быть направлено на индивида того же пола, т. е. у женщины на женщину, у мужчины на мужчину. Гомосексуальность и гетеросексуальность не являются абсолютными взаимоисключающими противоположностями, а скорее это крайние полюса психосексуального диапазона вариаций, между которыми находится каждый индивид, причем большинство располагается вокруг полюса гетеросексуальности. Вокруг полюса гомосексуальности располагаются, по имеющимся оценкам, от 2 до 5 % лиц. Те, которые находятся между обоими полюсами - бисексуалы, больше склонны к гомосексуализму.

Конечно, сексуальные действия в отношении лиц того же пола встречаются у значительно большего процента людей в течение их жизни, но этого еще недостаточно, чтобы считать их личность гомосексуальной. Преходящая сексуальная активность между лицами одного пола часто наблюдается в подростковом возрасте (так называемая гомосексуальность развития) и при изоляции от другого пола, например, в интернатах и местах заключения.

Гомосексуалистами можно назвать только тех людей, сексуально-эротическая потребность которых постоянно и преимущественно направлена на лиц того же пола, которых они однозначно предпочитают в качестве партнеров, при этом они не способны любить партнера другого пола (или остаются неудовлетворенными, по меньшей мере психически,от сексуальных контактов с ним, если таковые вообще имеют место). Для такого гомосексуального влечения, или истинного гомосексуализма, ориентированные на свой пол желания и фантазии при половом акте или во время мастурбации, являются более надежными критериями, чем внешнее сексуальное поведение, которое соответствует общепринятым нормам.

Итак, имеются гомосексуалисты (хотя их немного), которые никогда не имели половых сношений с лицами того же пола, и гетеросексуалисты, которые часто имеют сексуальные контакты с лицами того же пола. Выраженные гомосексуалисты всем своим существом направлены на свой собственный пол и внутренне противятся интимным контактам с партнером другого пола, которые они воспринимают как действия, самой своей сущностью направленные против их природы.

Особенно критической и психически тяжелой является начальная стадия манифестации гомосексуального развития, так называемый coming out (выход). Она характеризуется тем, что впервые (примерно в 15 лет) в сознании вспыхивает мысль, что ты другой, не такой, как все; в 16 лет появляется первый гомосексуальный опыт вплоть до осознанной уверенности в том, что ты гомосексуалист (примерно в18 лет ). Однако, относительно названных возрастных данных имеются большие индивидуальные различия.

Вопреки распространенному мнению не существует свойственных исключительно гомосексуалистам особенностей поведения и психического склада, которые выходили бы за рамки сексуально-эротической ориентации, следовательно, нет и никакого единого "типа" гомосексуалиста. Так называемые феминизированные (женоподобные) гомосексуалисты-мужчины, которые своими жестами, походкой, манерами, украшениями, косметикой бросаются в глаза, потому что имеют признаки женщин, не являются репрезентативными. В кругах гомосексуалистов им дают презрительные клички и не очень их ценят. Большинство же в этом отношении не отличается от гетеросексуалистов. Приятные манеры, формы общения иногда являются не только средством, чтобы обратить на себя внимание единомышленников, но отчасти также выражают стремление выглядеть в глазах скептически настроенного к ним внешнего мира респектабельно и приятно.

Но имеются наблюдения, которые говорят о том, что у гомосексуалистов чаще бывают выражены эстетические склонности и интерес к искусству, которые оказывают влияние не только на их личную жизнь, но и на выбор профессии. Многие из них предпочитают занятия, которые предоставляют возможность для контактов и социальной репрезентации. Однако их можно встретить во всех профессиональных группах, причем по своим интеллектуальным способностям, профессиональным достижениям и другим социальным качествам они в среднем не отличаются от гетеросексуалистов.


УСЛОВИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ


"Причины" подлинного гомосексуализма, т.е. гомосексуального влечения или истинного гомосексуализма, до настоящего времени еще не выявлены и не доказаны. Хотя на эту тему имеется большое количество исследований и еще больше теорий, нет никаких высказываний или утверждений с обоснованием гомо- или гетеросексуальности, которые отвечали бы точным научным критериям оценки. Все объяснения этого явления можно свести к двум группам: 1) гомосексуализм вызывают постнатальные (действующие после рождения) психосоциальные воздействия; 2) гомосексуализм обусловлен пренатальными (действующими до рождения) причинами, т. е. он заложен генетически или приобретается во время внутриутробного развития, и существует, по меньшей мере, пренатальная предрасположенность к тому, что позже он проявится. Некоторые исследователи предполагают взаимодействие обеих групп факторов.

Среди теорий среды и психогенетических теорий психоаналитическая является самой дифференцированной, неодновременно и самой "спекулятивной", потому что она основана не на репрезентативных исследованиях, а на исключительно психологическом толковании анамнезов пациентов-гомосексуалистов, большей частью невротиков, к которому, правда, сам Фрейд обращался с величайшей сдержанностью. Согласно этой теории, в развитии гомосексуализма играет роль идентификация с матерью, автомоносексуальный (обусловленный нарциссизмом) выбор объекта и прежде всего негативное эдиповское развитие с оживлением изначальной первобытной бисексуальности.

В связи с этим встает вопрос: не является ли гомосексуальность неврозом, например, формой неправильного психического развития, вследствие патогенных наследственных факторов или более поздних вредных воздействий внешней среды? В настоящее время почти все эксперты отвечают на этот вопрос отрицательно. Однако, гомосексуалистам из-за своих социальных конфликтов, связанных с их непохожестью на других, и из-за часто очень негативной оценки со стороны окружающих в значительно большей степени угрожает опасность стать невротиками. Результатом этого и могут быть такие качества, как чрезмерная чувствительность и аффектная лабильность (неустойчивость настроения), которые им приписывают.

Среди попыток объяснить гомосексуализм как продукт воспитания или среды (уже выдвигались самые разные причины: аморальность, беспризорность, сексуальное падение и т. д.) самой жизнеспособной оказалась так называемая теория совращения, за которую даже еще и сегодня выступают некоторые специалисты. Согласно этой теории, человек становится гомосексуалистом из-за того, что кто-то склонил его к гомосексуальным действиям или изнасиловал. Иногда сами гомосексуалисты представляют эту версию, которую, однако, следует понимать также как оправдание; таково мнение и многих родителей, которые считают, что их сына кто-то толкнул на дурной путь.

Здесь не существует никаких научных доказательств. Глубокое исследование фактов показывает, что почти во всех без исключения случаях уже имеющиеся гомосексуальные склонности создавали готовность для того, чтобы позволить соблазнить себя или активно искать контактов. Напротив, гетеросексуалисты не изменяют свою сексуальную ориентацию вследствие подобных ситуаций, если они вообще их допускают, точно так же, как и гомосексуалисты не становятся гетеросексуалистами из-за интимных контактов с лицами другого пола.

Предрасположенность существует уже в подростковом возрасте, и если психические воздействия оказываются значительными, молодой человек рано становится гомосексуалистом.

Таким образом, теория совращения лишена какой-либо научной основы, и не существует причин относиться к гомосексуализму иначе, чем к гетеросексуализму. Первым решительным сторонником теории врожденной гомосексуальной предрасположенности был М. Хиршфельд (1913), который в качестве доказательств среди прочих подчеркнул, что воздействовать на гомосексуальность невозможно, и отметил независимость распространения ее от общественных условий.

Позже наследственная концепция была поддержана исследователями, изучающими близнецов (Кальман, 1952), которые показали, что у однояйцевых близнецов по сравнению с двуяйцевыми совпадение в сексуальной сфере выше. Однако, все поиски значительных анатомических, физиологических, конституционных и эндокринологических различий между гетеро- и гомосексуалистами, которые, возможно, объяснили бы направленность влечения, до сих пор остаются безрезультатными. Между тем заслуживают внимания группы исследователей, которые констатировали различия в пренатальной гормональной картине. Самыми известными являются опыты на животных Дернера и сотрудников (1976). Его эксперименты, концепции и выводы очень спорны. В принципе уже сама постановка вопроса о возникновении гомосексуализма может быть воспринята как проявление одностороннего подхода или дискриминации, поскольку одновременно не ставится вопрос о причинах гетеросексуализма или сексуальной направленности вообще.

Часто за вопросом о том, как возникает гомосексуализм, все же скрывается тенденция приписать гомосексуалистам какую-то вину или выставить их как больных или генетически неполноценных. На сегодня твердо установлено одно: каковы бы ни были причины гомосексуальности, она относится к сущности ее носителя, точно так же, как гетеросексуальность у большинства людей. Они не могут и не хотят ни считать себя виновными в своем своеобразии, ни отказаться от него. Как гетеросексуалисты не хотели бы поменяться местами с гомосексуалистами, есть и гомосексуалисты, которые не хотят меняться местами с гетеросексуалистами и счастливы на своем собственном месте.


ПРОБЛЕМЫ ПАРТНЕРСТВА У ГОМОСЕКСУАЛИСТОВ


Эмоциональные отношения с партнерами у гомосексуалистов, их любовные чувства и сексуальные потребности в принципе не отличаются от таковых у гетеросексуалистов. Однако, гомосексуальные партнерства являются другими уже потому, что, согласно действующему законодательству, они не могут быть ни в какой юридической форме зарегистрированы как брак, не получают равного официального признания, не создают семьи и не могут зачать общих детей. Все это - те факторы, которые ведут к непрочности таких партнерств, хотя многие из них могут существовать годы и даже всю жизнь.

Поиски партнера и партнерской связи, большей частью также обусловленные внешними факторами, ведутся другими путями, и, как правило, они затруднены из-за более низкого "предложения" партнеров, например, в сельской местности, и из-за ограниченных по сравнению с гетеросексуалистами возможностей рекламы. Гомосексуалисты, более сдержанные и не вполне уверенные в своей склонности, долгое время остаются без партнера, мастурбируют с гомосексуальными фантазиями, а некоторые пытаются установить гетеросексуальный контакт, от которого они обычно с самого начала испытывают разочарование и ощущение, что он противоречит их чувствам и сущности.

Большинство гомосексуалистов, прежде всего мужчины, но также и женщины, случайно поймав ищущий взгляд человека, испытывающего такие же чувства, вступают с ним в контакт и таким образом приобретают первый опыт. Потом через своего друга знакомятся с другими гомосексуалистами, приобретают круг знакомств, начинают предпочитать также определенные кафе, усваивают принятые там формы поведения и наконец овладевают таким типом сигнальной системы, при помощи которой дают о себе знать среди подобных и которая сводит их друг с другом.

Несмотря на это, многочисленные гомосексуалисты-мужчины и сегодня еще очень быстро проявляют готовность к сексуальным действиям, некоторые во время молчаливо-анонимной, безличной и одноразовой встречи на улице, в парках или туалетах, причем большей частью после достижения оргазма эти действия также резко прекращаются. Отсюда, отчасти, вытекает большая сексуальная неразборчивость и большое количество партнеров, чем у гетеросексуальных мужчин, а также более высокая заболеваемость венерическими болезнями.

Однако, большинство гомосексуалистов старше 20 лет состоят в прочном партнерстве или же ощущают сильную потребность в этом, имеют друга, которого они любят и с которым, возможно, разделяют жилье и ведут общее хозяйство, как супружеская пара, удовлетворяя свои духовно-эмоциональные, культурные и сексуальные потребности. Все же прочные партнерства гомосексуалистов в среднем оказываются короче, чем у гетеросексуалистов. У трети опрошенных Даннеккером (Даннеккер и Райхе, 1974) они продолжаются не дольше года, и только четвертая часть мужчин преодолевает отметку в 5 лет, которую считает критической, возможно, потому, что их отношения не были оформлены как брак. Во всяком случае такие партнерства существуют дольше, чем принято считать, прежде всего среди мужчин несколько более старшего возраста. Так, четвертая часть мужчин старше 40 лет жила в прочном партнерстве более 5 лет, а еще одна четверть - более 10 лет. 78% оценивают свои эмоциональные отношения с партнером в общем как гармоничные и ровные. Половые сношения у четверти мужчин бывают 10-20 раз в месяц, а у 10-25 % - ежедневно.

Там, где существует возможность, частота половых сношений у гомосексуалистов-мужчин, правда, выше, чем у гетеросексуальных супругов, но в среднем она все же ниже, так как многие не находят партнера и удовлетворяют себя только путем мастурбации.

Сексуальная практика имеет некоторые особенности прежде всего из-за одинаковой анатомии обоих партнеров. Вариативность методов здесь больше. По данным Даннеккера, примерно до 40% чаще всего имеют взаимные мануальные и орально-генитальные сношения и 17 % осуществляют анальный коитус. Большей частью партнеры по очереди выступают в активной и пассивной роли. Немногие берут на себя только одну из двух ролей - вопреки представлению несведующих людей, что всегда один чувствует себя более мужчиной, другой больше женщиной (причем не соответствует действительности и представление, что мужчина обязательно должен быть активным, а женщина - пассивной).

Серьезные проблемы с партнерством возникают у пожилых гомосексуалистов. Те из них, кто испытывает влечение исключительно к мужчине, еще не ставшему совсем взрослым, теряют интерес к другу, когда юность его уходит. Поэтому они должны снова и снова менять партнеров на более молодых и подвергаются опасности быть привлеченными к уголовной ответственности, если их партнерами окажутся несовершеннолетние.

Но и гомосексуалист среднего возраста предпочитает более молодых партнеров, и поэтому уже для мужчин старше 35 лет бывает трудно найти для себя такого партнера, для которого он был бы привлекательным и к которому сам испытывал бы влечение. А там, где существуют стабильные сожительства, могут возникать реакции ревности и другие конфликты, как и в нормальных браках между мужем и женой. Немало гомосексуалистов страдает от неосуществленного желания иметь детей и быть родителями.

Многие гомосексуалисты в состоянии осуществлять гетеросексуальные половые сношения, хотя воспринимают их только как генитальную разрядку без страсти, часто даже с отвращением и при алкогольном возбуждении. В большинстве случаев потом наступает разочарование, возникает чувство, что совершил действие, чуждое своей натуре.

Часть гомосексуалистов вступает в брак с партнером другого пола. Многие из них к этому моменту еще не полностью осознают свою гомосексуальность. Другие хотят таким образом оправдать ожидания или уступить желаниям социального окружения, родителей, друзей, коллеги потенциального партнера, который стремится к браку, а также для того, чтобы положить конец слухам о их необычности и замаскировать это качество путем заключения брака. Некоторые вступают в брак по настоянию близких в надежде таким путем стать гетеросексуалистом, но эта надежда никогда не сбывается. Мотивами для вступления в брак бывают дружба, благодарность, желание иметь семью, детей, чувствовать себя защищенным, иногда также неосведомленность о гомосексуализме, но никогда не может быть мотивом эротико-сексуальная страсть. Такие браки почти всегда оканчиваются крахом. Раньше или позже начинаются поиски гомосексуальных контактов. Супруг, особенно жена, оказывается обманутым в сексуальном и эмоциональном плане. В большинстве случаев развод является единственным выходом.

В качестве отцов и матерей гомосексуалисты могут воспитывать детей не хуже, чем другие. В вопросе о родительских правах и праве на общение с детьми несправедливо всегда рассматривать гомосексуальность одного из родителей как фактор, вредно отражающийся на развитии детей, и отклонять их желания осуществлять родительские права, если в каждом конкретном случае нет для этого других достаточных причин.


ГОМОСЕКСУАЛИЗМ У ЖЕНЩИН


Лесбийская любовь менее изучена, чем гомосексуализм у мужчин. Она также в меньшей степени подвергается или подвергалась дискриминации среди прочих еще и потому, что она никогда не преследовалась законом. Однако, гомосексуализм у женщин, по-видимому, распространен не меньше. Количество женщин, которые имеют гомосексуальные контакты вследствие отсутствия партнера мужского пола или из-за того, что партнер-мужчина холоден и не отличается чуткостью, вероятно, больше, потому что по статистике одиноких и обманутых женщин больше, чем мужчин.

Свои лесбийские наклонности женщины осознают постепенно и в среднем намного позднее, чем гомосексуалисты-мужчины, - как правило, самое позднее к 30 годам. При отсутствии сильного сексуального влечения женщины могут легче скрывать гомоэротические наклонности от себя и окружающих, возможно, даже вытесняя их из собственного сознания, или маскировать их менее подозрительными духовными дружескими связями. Нередко сначала становится заметным только отвращение к сексу и отсутствие эротического интереса к мужчине. Однако, поскольку и некоторые гетеросексуальные женщины позволяют осуществлять коитус, не испытывая желания, понимание того, что она лесбиянка, приходит к женщине часто очень поздно, после многих лет супружества, когда отвращение к мужу усиливается и возникает привязанность к определенной представительнице женского пола, которая становится все более тесной.

Некоторые мужья в течение многих лет ничего не замечают до тех пор, пока не застают жену с подругой или жена не начинает стремиться к разводу.

Для лесбиянок, как и для большинства других женщин, большую роль играет эмоциональная сторона любовных отношений. Желание иметь стабильную связь вдвоем с любимой подругой приводит к тому, что у лесбиянок - за исключением феминистских кругов - меньше, чем у гомосексуалистов-мужчин, возникает стремление к созданию группы, к коллективным сборищам, встречам в кафе, барах, мимолетным знакомствам на улице. Некоторые всю свою жизнь знают и любят только одну-единственную другую лесбиянку.

В силу этих и других причин гомосексуалистки-женщины меньше обращают на себя внимание в обществе, совместная жизнь двух женщин, путешествия, посещение театров, танцы друг с другом и т. д, возбуждают меньше подозрений и меньше шокируют, чем проживание мужчин вдвоем.

Эмоции и нежность доминируют и в половом акте между женщинами-лесбиянками, т. е. потребности, которые во многом не удовлетворяются мужчинами. Так как женщины чувствуют себя более непосредственно, чем мужчины, и знают,как и где лучше всего можно вызвать наслаждение у партнера, неудивительно, что лесбиянки очень хорошо умеют делать друг друга счастливыми. Они удовлетворяют себя и подругу поцелуями, ласками, массируя друг друга и прижимаясь одна к другой или сжимая гениталии, груди, а также путем мануальной или оральной стимуляции. Предположение, что одна из двух всегда играет мужскую роль и для этого, возможно,использует искусственный пенис, а также вообще доминирует в совместной жизни и носит мужскую одежду, является стереотипным представлением, основанным на отдельных наблюдениях, однако это нетипично для женщин-гомосексуалисток.


ТЕРАПЕВТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ


Большинство гетеросексуалистов считают гомосексуализм болезнью и допускают возможность лечения. Люди, осознающие свою склонность к однополой любви, после успешного начала гомосексуальной жизни (coming out) не чувствуют себя больными и, за немногими исключениями, воспринимают унизительное требование отказаться от своих наклонностей и стать гетеросексуалистом как недопустимую попытку вмешательства в их изначальную сущность.

Часто желание лечиться - если таковое вообще возникает - отвечает больше социальному нажиму родственников и коллег, которые отвергают гомосексуализм как извращение. Но он не является диагнозом болезни, а представляет собой одну из характеристик структуры личности, вариант сексуальности. Его нельзя рассматривать как патологическое извращение только потому, что он отличается от чувств большинства людей, а гомосексуальная жизнь биологически нерепродуктивна. Таким образом, неудивительно, что все применяемые виды психотерапии, психоанализа, терапии поведения и терапии отвращения, а также мероприятия соматического лечения лиц с гомосексуальными наклонностями почти без исключения не только терпят крах, но часто вызывают еще и неврозы.

Эффективная, настоящая помощь гомосексуалистам состоит в оказании им поддержки с тем, чтобы они не чувствовали себя оторванными от жизни общества, в предупреждении конфликтов с окружающими из-за непохожести на других. Поддержка состоит также и в социотерапии, в сведении до минимума психических нагрузок и ущемления в правах.

В особом внимании нуждаются при этом гомосексуалисты в начальной фазе (coming out). Ведь во время вспышки этой наклонности, когда возникает понимание, что он не такой, как другие, он полностью предоставлен самому себе, не отваживается довериться ни родителям, ни друзьям, не находит никаких примеров для подражания и информации в фильмах и других средствах массовой информации, как гетеросексуалист, что могло бы оказать ему помощь в смысле ориентации. Гомосексуалист ощущает себя поэтому "плохим", с отклонением от нормы, беспомощным, вызывает насмешки и презрение.

Для чувствительных людей это может стать невыносимым стрессом, из которого нет выхода, и не случайно квота самоубийств среди молодых гомосексуалистов ровно в три раза выше, чем в гетеросексуальной популяции. Поэтому буквально жизненно необходимо, чтобы родители и воспитатели в учебных заведениях постарались с доверием и пониманием принять их своеобразие вместо того. чтобы усиливать конфликт путем репрессий, унижений и запретов и требований, чтобы они вступали в гетеросексуальные контакты.


ГОМОСЕКСУАЛИЗМ И ОБЩЕСТВО


Из сказанного выше становится понятным, что помощь гомосексуалистам и отношение к ним являются делом всего общества. Их проблемы вырастают но столько из самой их гомосексуальности, а скорее из-за реакции общества на их своеобразие, которое они не могут изменить. Гомосексуалисты независимо от отношения к ним окружающих постоянно остаются в меньшинстве и не представляют никакой опасности для остального гетеросексуального окружения.

Все сомнения на этот счет достаточно опровергнуты наукой. Каждый, кто знаком с этнографией и историей культуры, знает, что были и есть времена и цивилизации, при которых любовь к лицам своего пола оценивалась или оценивается как нечто совершенно нормальное, как, например, в античном мире, но были такие, когда она считалась или еще и сейчас считается порочной или болезненной, когда она подвергалась преследованиям, например, в фашистской Германии. Это позволяет сделать вывод, что данный вариант секса не является сам по себе паталогическим или аморальным, а такая оценка со стороны общества проводится в интересах определенных слоев.

Прибегая к клевете всегда злоупотребляли невежеством и недостаточной чуткостью большинства к потребностям гомосексуалистов, а в качестве аргументов приводили слова, которые обращены к аффекту, но не к разуму ("противоестественное распутство" и т. д.). Так гомосексуалисты всегда оставались меньшинством, им не оставалось никакого другого выбора, кроме как примириться со своим положением изгоев.

Существовавший раньше в ГДР п. 175, предусматривающий наказания за гомосексуальные действия, был отменен на несколько лет раньше, чем в ФРГ, и с тех пор больше нет никакой правовой основы, чтобы ущемлять гомосексуалистов в их общественно-социальных правах. В соответствии с этим гомосексуализм среди взрослых (но не взрослых с несовершеннолетними, т. е. моложе 18 лет) ненаказуем. Это, как мы знаем сегодня, не нанесло ущерба обществу и не привело к увеличению числа гомосексуалистов.

Однако, один только юридический шаг, несомненно, еще не мог уничтожить все предрассудки, которые возникли против гомосексуалистов в прошлом. То и дело можно слышать критические замечания о "педерастах", оскорбительные шуточки.

Некоторые относятся к ним, как к больным, заслуживающим сострадания. Однако, в конечном счете тот, кого это касается, тем самым подвергается унижению и вытесняется на позиции аутсайдера, он вынужден скрывать свою сексуальную ориентацию, как будто должен стыдиться ее. Поэтому некоторые постоянно спасаются бегством, чтобы не быть узнанными, и часто меняют должность и место работы.

Все это требует затрат психической энергии, ведет к социальной изоляции, но также и к потребности объединиться с единомышленниками, чтобы таким путем найти защиту против окружающих, которые отрицательно относятся к гомосексуалистам. Очень многие задумываются о том, к каким психосоциальным деформациям личности это может привести.

 Поскольку гомосексуалисты никому не навязывают своего своеобразия и не обременяют других, то факт их существования и образа жизни никому не мешает, и никто не имеет права подвергать их осмеянию. Ведь никого не принуждают идентифицировать себя с ними.Эти люди не могут ни выбирать, ни менять свою сексуальную ориентацию. Нельзя требовать от них воздержания, не предложив им никакой более гуманной альтернативы, нужно их уважать как равноценных и равноправных граждан и полностью интегрировать в общество. 

Зигфрид Шнабль и Курт Штарк,
Уранус, № 1



Смотрите также


· Уранус, № 1