Российский литературный портал
GAY.RU
  ПРОЕКТ ЖУРНАЛА "КВИР" · 18+

Авторы

  · Поиск по авторам

  · Античные
  · Современники
  · Зарубежные
  · Российские


Книги

  · Поиск по названиям

  · Альбомы
  · Биографии
  · Детективы
  · Эротика
  · Фантастика
  · Стиль/мода
  · Художественные
  · Здоровье
  · Журналы
  · Поэзия
  · Научно-популярные


Публикации

  · Статьи
  · Биографии
  · Фрагменты книг
  · Интервью
  · Новости
  · Стихи
  · Рецензии
  · Проза


Сайты-спутники

  · Квир
  · Xgay.Ru



МАГАЗИН




РЕКЛАМА





В начало > Публикации > Статьи


Александр Шумов
Новая книга о Павле Челищеве


Павел Челищев (Pavel Tchelitchew), 1934 год

Слово "новая" звучит несколько парадоксально, но в подобном объеме впервые на русском языке представляется творчество художника практически неизвестного у себя на родине. Волею судеб очутившегося в эмиграции и прошедшего через все возможные горнила изыски эстетических поисков, испытания экзистенциальными проблемами, сквозь препоны, чинимые государственными идеологами, организаторами бюрократами. Год рождения - 1898, дата смерти - 1957. Уроженец Калужской губернии, американский гражданин, умерший в Италии. Потомок помещика дворянина из родовитого семейства лишенного имущества, выставленного с насиженных мест, после многовековой службы на благо государства давшего кров и работу многим поколениям предшественников. Белогвардеец, гомосексуалист. Житель Турции, Болгарии, Германии, Франции. Художник, которого высоко ценили Елена Рубинштейн и Энди Уорхол. График, живописец, сценограф работавший с Сергеем Дягилевым и Джорджем Баланчиным... Учившийся у Адольфа Мильмана и Александры Экстер в Киеве. Индивидуалист коллега Василия Чекрыгина, Сергея Юткевича, Соломона Никритина, Климента Редько в самом начале творческого пути, Курта Селигмана, Роберта Матты, Сальвадора Дали на позднем этапе. При том, что Челищев не включен в официальные святцы самопровозглашенным лидером сюрреалистов Андре Бретоном. В конце двадцатых в Европе и США сложилась группа так называемых "неоромантиков" - живописцев фигуративистов идущих пути современной выразительности параллельно немецкому движению "новой вещественности". О чем Челищев, также не очень любил вспоминать, вероятно, в том числе из-за личных пристрастий, конфликта произошедшего из-за любовника в парижском доме американской литераторши Гертруды Стайн, выставившей за порог рьяно опекаемого по-началу, но не умеющего сдерживать эмоции драчуна. Быстро приобретшего покровительство в лице другой сиятельной дамы - английской поэтессы эзотерического толка Эдит Ситвелл. Еще, в том или ином контексте можно вспоминать имена фотографов Сесиля Битона, Герга Платта Линна, балетмейстера Линкольна Кирштейна, писателей Рене Кревеля, Джеймса Джойса, как и пианиста Алена Таннера, поэта Чарлза Генри Форда...


Павел Челищев. ''Раскинувшийся в кресле''. Бумага, тушь, размывка. 1930-е годы

Сказать, что об этом мастере ничего никогда не публиковалось, было бы не совсем точным. Выходили каталоги, книги и монографии на английском языке.

На русском, опубликована замечательная статья Г. Коваленко о берлинском периоде Челищева в журнале "Пинакотека" (1999 №3-4 (10-11)). Тогда же вышла монография Т.Смоляровой о постановке дягилевского балета "Ода" (Т.Смолярова "Париж 1928. Ода возвращается в театр", М. Издательство РГГУ, 1999). Челищеву посвящен последний номер газеты "Супремус", печатавшейся в России и Швейцарии в 1991-2001 годах. Нынешнее издание, хотя впервые представляет творчество художника в подобном объеме, тем не менее, продолжает уже сложившуюся традицию избранного фокуса зрения на определенную тему, какой-то один этап творчества мастера. Поскольку невозможно объять необъятное и на ограниченном пространстве растолковать, продемонстрировать сразу все. Монография посвящена самому последнему периоду творчества мастера, связанному с поиском образного решения темы "рай". Последней картины из задуманного художником триптиха ад-чистилище-рай. Как известно первые две работы осуществлены. "Ад" находится в Москве под названием "Феномен" картина демонстрируется в постоянной экспозиции Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу. Чистилище под именем "Игра в прятки" хранится в музее современного искусства в Нью-Йорке. Полотно "Рай" никогда не было написано. Имеющиеся серии подготовительных работ дают представление о менявшемся замысле художника, поисках визуальных решений. Самый последний цикл, относящийся к пятидесятым годам, имел абстрактный характер.

Продолжая традицию газеты "Супремус" книга имеет оригинальный дизайн, принадлежащий в данном случае московскому дизайнеру Якову Красновскому. Особенность данного издания заключается в том, что изложение материала сопровождается стихотворными текстами Константина Кедрова задающими не только и не столько инвентарно-описательное измерение - типа размер, холст, масло, собственник, а именно метафорическое, приближающее к пониманию всей серии на уровне не прагматическом, а образном. Поэт является ко всему прочему внучатым племянником художника.

В настоящий момент готовится выставка, запланированная к показу осенью текущего года в Музее личных коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени А.С.Пушкина. На ней будут демонстрироваться произведения, прежде всего из частных собраний российских почитателей творчества художника.

29 августа 2005 года
Статья с сайта Nesterova.Ru - http://www.nesterova.ru
Использованы иллюстрации к публикации Александра Шумова в журнале "Квир", № 26 (сентябрь) 2005 года