Российский литературный портал
GAY.RU
  ПРОЕКТ ЖУРНАЛА "КВИР" · 18+

Авторы

  · Поиск по авторам

  · Античные
  · Современники
  · Зарубежные
  · Российские


Книги

  · Поиск по названиям

  · Альбомы
  · Биографии
  · Детективы
  · Эротика
  · Фантастика
  · Стиль/мода
  · Художественные
  · Здоровье
  · Журналы
  · Поэзия
  · Научно-популярные


Публикации

  · Статьи
  · Биографии
  · Фрагменты книг
  · Интервью
  · Новости
  · Стихи
  · Рецензии
  · Проза


Сайты-спутники

  · Квир
  · Xgay.Ru



МАГАЗИН




РЕКЛАМА





В начало > Публикации > Статьи


Иосиф Бродский
"Невозможные диалоги" Парнок и Цветаевой

Волков: Почему поэзия Цветаевой, такая страстная и бурная, столь малоэротична?

Бродский: Голубчик мой, перечитайте стихи Цветаевой к Софье Парнок!
Она там по части эротики всех за пояс затыкает - и Кузмина, и всех остальных...
"Я любовь узнаю по боли всего тела вдоль". Дальше чего еще надо! Другое дело, что здесь опять-таки не эротика главное, а звук. У Цветаевой звук - всегда самое главное, независимо от того, о чем идет речь...

 


ПОЭТЕССА СОФЬЯ ЯКОВЛЕВНА ПАРНОК


Умна, иронична, капризна. Внешность оригинальна и выразительна. На облике Парнок сказался, вероятно, особый склад ее натуры и судьбы, что придавало ее манерам драматический, терпкий привкус. Позади - моментально распавшийся брак, ибо от природы она была наделена сафическими склонностями. Не собранные в книгу стихи - строгие, созерцательные: о природе, об одиночестве, о душе. Цветаева была очарована ею с первой же встречи. Отчасти влекло преимущество возраста (Парнок была старше Цветаевой на семь лет); Цветаева тянулась к женщинам старше себя. Здесь же разница в возрасте была незначительна, но было ощущение странности, двусмысленности отношений, которое и пугало, и влекло одновременно. Сафическая любовь, которую предложила Парнок, и которую Цветаева приняла, вызвала поток стихов. В литературных салонах можно было видеть Марину и Софью сидящими в обнимку, курящими одну папиросу. (Надо отметить, что бисексуальные, гомосексуальные, лесбийские отношения отнюдь не были диковинкой на рубеже веков в среде российских литераторов, деятелей искусства и др. Отношения эти не скрывались).

Через несколько лет, составляя сборник юношеской лирики, Цветаева отберет стихи, навеянные знакомством с Парнок, и составит цикл. Названия цикла, между которыми она колебалась, знаменательны: "Ошибка" и "Кара"; окончательное - "Подруга".

Любовь Софьи, увы, оказалась недолговечной. Впрочем, Цветаева никогда не переставала оставаться милой ее сердцу: по воспоминаниям современников, карточка Цветаевой всегда стояла у Парнок на столике подле постели

Марина измены простить не смогла. За несколько лет до смерти, в стихотворении "Ты молодая" (см. ниже), посвященном М.Баранович, Парнок вновь обращается к Цветаевой - с прощением и благословением.

Когда М.Баранович пожелала после приезда Цветаевой из-за границы передать ей это - тогда уже загробное послание Парнок, в ответ последовало равнодушное: "Это было так давно".

Так, "...кто был охотник? - Кто - добыча? Все дьявольски - наоборот!"

Нет, лучше оставим все на своих местах. Просто немного пофантазируем...


НЕВОЗМОЖНЫЕ ДИАЛОГИ


МАРИНА:

    Могу ли не вспомнить я
    Тот запах White-Rose и чая,
    И сербские фигурки
    Над пышащим камельком...


    Мы были: я - в пышном платье
    Из чуть золотого фая,
    Вы - в вязаной черной куртке
    С крылатым воротником.


    Я помню, с каким вошли Вы
    Лицом - без малейшей краски,
    Как встали, кусая пальчик,
    Чуть голову наклоня.


    И лоб Ваш властолюбивый,
    Под тяжестью рыжей каски,
    Не женщина и не мальчик, -
    Но что-то сильней меня!


    Движением беспричинным
    Я встала, нас окружили.
    И кто-то в шутливом тоне:
    "Знакомьтесь же, господа".


    И руку движеньем длинным
    Вы в руку мою вложили,
    И нежно в моей ладони
    Помедлил осколок льда.


    С каким-то, глядевшим косо,
    Уже предвкушая стычку, -
    Я полулежала в кресле,
    Вертя на руке кольцо.


    Вы вынули папиросу,
    И я поднесла Вам спичку,
    Не зная, что делать, если
    Вы взглянете мне в лицо.


    Я помню - над синей вазой -
    Как звякнули наши рюмки.
    "О, будьте моим Орестом!",
    И я Вам дала цветок.


    С зарницею сероглазой
    Из замшевой черной сумки
    Вы вынули длинным жестом
    И выронили - платок.

    28 января 1915


СОФЬЯ:

    СОНЕТ

    Следила ты за играми мальчишек,
    Улыбчивую куклу отклоня.
    Из колыбели прямо на коня
    Неистовства стремил тебя излишек.


    Года прошли, властолюбивых вспышек
    Своею тенью злой не затемня
    В душе твоей, - как мало ей меня,
    Беттина Арним и Марина Мнишек!


    Гляжу на пепел и огонь кудрей,
    На руки, королевских рук щедрей, -
    И красок нету на моей палитре!


    Ты, проходящая к своей судьбе!
    Где всходит солнце, равное тебе?
    Где Гете твой и где твой Лже-Димитрий?

    9 мая 1915


МАРИНА:

    Ты проходишь своею дорогою
    И руки твоей я не трогаю.
    Но тоска во мне - слишком вечная,
    Чтоб была ты мне - первой встречною.


    Сердце сразу сказало: "Милая!"
    Все тебе - наугад - простила я,
    Ничего не знав, - даже имени! -
    О, люби меня, о, люби меня!


    Вижу я по губам - извилиной,
    По надменности их усиленной,
    По тяжелым надбровным выступам:
    Это сердце берется - приступом!


    Платье - шелковым черным панцирем,
    Голос чуть с хрипотцой цыганскою,
    Все в тебе мне до боли нравится, -
    Даже то, что ты не красавица!


    Красота, не увянешь за лето!
    Не цветок - стебелек из стали ты,
    Злее злого, острее острого
    Увезенный - с какого острова?


    Опахалом чудишь иль тросточкой, -
    В каждой жилке и в каждой косточке,
    В форме каждого злого пальчика, -
    Нежность женщины, дерзость мальчика.


    Все усмешки стихом парируя,
    Открываю тебе и миру я
    Все, что нам в тебе уготовано,
    Незнакомка с челом Бетховена!

    14 января 1915


СОФЬЯ:

    Смотрят снова глазами незрячими
    Матерь Божья и Спаситель Младенец.
    Пахнет ладаном, маслом и воском.
    Церковь тихими полнится плачами.
    Тают свечи у юных смиренниц
    В кулачке окоченелом и жестком.


    Ах, от смерти моей уведи меня,
    Ты, чьи руки загорелы и свежи,
    Ты, что мимо прошла, раззадоря!
    Не в твоем ли отчаянном имени
    Ветер всех буревых побережий,
    О, Марина, соименница моря!

    5 августа 1915, Святые горы.


МАРИНА:

    Как весело сиял снежинками
    Ваш - серый, мой - соболий мех,
    Как по рождественскому рынку мы
    Искали ленты ярче всех.


    Как розовыми и несладкими
    Я вафлями объелась - шесть!
    Как всеми рыжими лошадками
    Я умилялась в Baшу честь.


    Как рыжие поддевки - парусом,
    Божась, сбывали нам тряпье,
    Как на чудных московских барышень
    Дивилось глупое бабье.


    Как в час, когда народ расходится,
    Мы нехотя вошли в собор,
    Как на старинной Богородице
    Вы приостановили взор.


    Как этот лик с очами хмурыми
    Был благостен и изможден
    В киоте с круглыми амурами
    Елиcаветинских времен.


    Как руку Вы мою оставили,
    Сказав: "О, я ее хочу!"
    С какою бережностью вставили
    В подсвечник - желтую свечу...


    - О, светская, с кольцом опаловым
    Рука! - О, вся моя напасть! -
    Как я икону обещала Вам
    Сегодня ночью же украсть!


    Как в монастырскую гостиницу
    - Гул колокольный и закат -
    Блаженные, как имянинницы,
    Мы грянули, как полк солдат.


    Как я Вам - хорошеть до старости -
    Клялась - и просыпала соль,
    Как трижды мне - Вы были в ярости! -
    Червонный выходил король.


    Как голову мою сжимали Вы,
    Лаская каждый завиток,
    Как Вашей брошечки эмалевой
    Мне губы холодил цветок.


    Как я по Вашим узким пальчикам
    Водила сонною щекой.
    Как Вы меня дразнили мальчиком,
    Как я Вам нравилась такой...

    Декабрь 1914


СОФИЯ:

    Этот вечер был тускло-палевый, -
    Для меня был огненный он.
    Этим вечером, как пожелали вы,
    Мы вошли в театр "Унион".


    Помню руки, от счастья слабые,
    Жилки - веточки синевы.
    Чтоб коснуться руки не могла бы я,
    Натянули перчатки вы.


    Ах, опять подошли так близко вы,
    И опять свернули с пути!
    Стало ясно мне: как ни подыскивай,
    Слова верного не найти.


    Я сказала: "Во мраке карие
    И чужие ваши глаза..."
    Вальс тянулся и виды Швейцарии -
    На горах турист и коза.


    Улыбнулась, - вы не ответили...
    Человек не во всем ли прав!
    И тихонько, чтоб вы не заметили,
    Я погладила Ваш рукав.

    5 февраля 1915


МАРИНА:

    Сегодня, часу в восьмом,
    Стремглав по Большой Лубянке,
    Как пуля, как снежный ком,
    Куда-то промчались санки.


    Уже прозвеневший смех...
    Я так и застыла взглядом:
    Волос рыжеватый мех,
    И кто-то высокий - рядом!


    Вы были уже с другой,
    С ней путь открывали санный,
    С желанной и дорогой, -
    Сильнее, чем я - желанной.


    - Oh, je n'en puis plus, j'etouffe! -
    Вы крикнули во весь голос,
    Размашисто запахнув
    На ней меховую полость.


    Мир - весел и вечер лих!
    Из муфты летят покупки...
    Так мчались Вы в снежный вихрь,
    Взор к взору и шубка к шубке.


    И был жесточайший бунт,
    И снег осыпался бело.
    Я около двух секунд -
    Не более - вслед глядела.


    И гладила длинный ворс
    На шубке своей - без гнева.
    Ваш маленький Кай замерз,
    О, Снежная Королева.

    26 октября 1914


СОФИЯ:

Марине Баранович

    Ты, молодая, длинноногая! С таким
    На диво слаженным, крылатым телом!
    Как трудно ты влачишь и неумело
    Свой дух, оторопелый от тоски!


    О, мне знакома эта поступь духа
    Сквозь вихри ночи и провалы льдин,
    И этот голос, восходящий глухо
    Бог знает, их каких живых глубин.


    Я помню мрак таких же светлых глаз.
    Как при тебе, все голоса стихали,
    Когда она, безумствуя стихами,
    Своим беспамятством воспламеняла нас.


    Как странно мне ее напоминаешь ты!
    Такая ж розоватость, золотистость
    И перламутровость лица, и шелковистость,
    Такое же биенье теплоты...


    И тот же холод хитрости змеиной
    И скользкости... Но я простила ей!
    И я люблю тебя, и сквозь тебя, Марина,
    Виденье соименницы твоей!

    Осень 1929


МАРИНА:

    Повторю в канун разлуки,
    Под конец любви,
    Что любила эти руки
    Властные твои


    И глаза - кого-кого-то
    Взглядом не дарят! -
    Требующие отчета
    За случайный взгляд.


    Всю тебя с твоей треклятой
    Страстью - видит Бог! -
    Требующую расплаты
    За случайный вздох.


    И еще скажу устало,
    - Слушать не спеши,
    Что твоя душа мне встала
    Поперек души.


    И еще тебе скажу я:
    - Все равно - канун! -
    Этот рот до поцелуя
    Твоего был юн.


    Взгляд - до взгляда - смел и светел,
    Сердце - лет пяти...
    Счастлив, кто тебя не встретил
    На своем пути.

    28 апреля 1915


Снова МАРИНА:

    Вспомяните: всех голов мне дороже
    Волосок один с моей головы.
    И идите себе... - Вы тоже,
    И Вы тоже, и Вы.


    Разлюбите меня, все разлюбите!
    Стерегите не меня поутру!
    Чтоб могла я спокойно выйти
    Постоять на ветру.

    6 мая 1915

Соломон Волков. О Цветаевой: Диалог с Иосифом Бродским./ В кн.: Бродский о Цветаевой: Интервью, эссе. - М.: Независимая газета, 1997. - 208с.



О людях, упомянутых в этой публикации



· Марина Цветаева
· София Парнок