Российский литературный портал
GAY.RU
  ПРОЕКТ ЖУРНАЛА "КВИР" · 18+

Авторы

  · Поиск по авторам

  · Античные
  · Современники
  · Зарубежные
  · Российские


Книги

  · Поиск по названиям

  · Альбомы
  · Биографии
  · Детективы
  · Эротика
  · Фантастика
  · Стиль/мода
  · Художественные
  · Здоровье
  · Журналы
  · Поэзия
  · Научно-популярные


Публикации

  · Статьи
  · Биографии
  · Фрагменты книг
  · Интервью
  · Новости
  · Стихи
  · Рецензии
  · Проза


Сайты-спутники

  · Квир
  · Xgay.Ru



МАГАЗИН




РЕКЛАМА





В начало > Публикации > Статьи


"…Писать так, как чувствую"


Лесбийская проза 2009

"Лесбийская проза 2009"... Издательство "Квир" вновь собирает под одной обложкой короткую прозу авторов, делающих лесбиянок главными героями своих произведений. Кто-то из них вошел в большую литературу через "голубую" тему, как Лия Киргетова или Ольга Герт. Кто-то из известных членов Союза Писателей скрывается под псевдонимами, как Надежда Сухова. Кто-то до сих пор живет под сетевыми кличками, вроде Daisybirdcorin… А кто-то, как Наталья Рубанова, Ирина Горюнова, Ольга Погодина-Кузмина и другие давно не обращают внимания на гендерные стереотипы и разрушают их. Да, присутствие в "Лесбийской прозе 2009" доброй половины авторов, что сегодня печатаются в издательствах "большой пятерки", может быть расценено и как достоинство и как недостаток книги. Но все же воодушевляет и то, что наши авторы специально работают для "нашей" аудитории… И то, что именно ЛГБТ-читатели будут первыми, кто откроет страницы произведений, которые лишь завтра, а то и послезавтра появятся на книжных полках в магазинах по всей России. И главное - это разная качественная проза, всего лишь объединенная сапфической тематикой. Не более того.


ОЛЬГА ГЕРТ


Лесбиянки читают не о клятых лесбиянках, а о себе. И это нормально: если художественное произведение не вызывает сопереживания, то для кого оно написано? Если публицистика не наводит на размышления, то зачем автор взялся за перо? Сопереживать и думать можно и на основе общечеловеческих ценностей - для этого существует мировая культура. Но ближе, приятней и понятней читать о себе любимых. Поэтому лесбиянки так любят своих авторов, которые пишут, поют и снимают фильмы про нас, преломляя общечеловеческие ценности через лесбийский культурный пласт.


ЛИЯ КИРГЕТОВА


Лесбиянки читают про лесбиянок, геи про геев, путешественники о путешествиях, хиппи читают о хиппи... Интересующее нас информационное поле объединяет людей по принципу: мы отличаемся от других, потому что... Лесбиянки отличаются от гетеросексуальных женщин и сферой интересов, и поведенческими стратегиями, и проблемами, и социальным аутсайдерством, и особенностями личных отношений. Чем больше культурных продуктов, транслирующих в мир лесбийскую субкультуру, тем больше поддержка, возможность самоидентификации, толерантность, уверенность в своем "я". Мне кажется, лесбийская романтика имеет свою специфику, свою особость. Ну а что читать лесбиянкам? Если взять любой женский журнал, к примеру, то очевидно, что 90 процентов информации попросту не могут быть интересны женщине, которая не стремится завоевать, удержать, женить, обслужить, быть удобной или все время неутомимо возбуждать мужчину. Не думаю, что традиционно патриархальное общество, делающее из женщины невротично закомплексованную тетку, вцепившуюся двумя руками в "худого, но моего", когда-то даст право голоса тем, кто по природе своей находится вне этой странной машины. Получается, что, отказываясь от любви к мужчине на каком-то очень личном уровне, лесбиянка выходит из очень большой социальной игры, нарушает правила, систему ценностей современной женщины. И лесбийская литература, равно как и музыка и любое другое направление искусства создают относительно комфортное пространство иной системы ценностей.


ОЛЬГА ПОГОДИНА-КУЗМИНА


…Про лесбиянок особенно и не почитаешь, тем более на русском языке. Так сходу даже и не вспоминается сколько-нибудь выдающийся роман или повесть, где бы всерьез рассматривалась эта тема. Разве что "Сонечка" Цветаевой, но это и не совсем проза.

То, что сегодня у нас появился особый жанр - гей- и лесби-литература - это, с одной стороны, наверное, хорошо, с другой стороны - нет. Потому что таким образом создается некий клуб по интересам, междусобойчик, где за закрытыми дверями можно поплакать в подушку, пожаловаться на жестокость мира (часто персонифицированного в образе деспотичной мамы, которая мешает жить-любить Сережу или Катю), но не принято выносить сора из избы. Чаще всего читать это скучно, потому скучно про геев, лесбиянок, геологоразведчиков или тестомесов, а хочется про живых людей, кем бы они ни являлись. Проще говоря, я отдаю предпочтение жанру "интересная книжка", каковой, надеюсь, и станет очередной выпуск "Лесби-прозы…".


ЛЮБОВЬ ЗИНОВЬЕВА


Честно сказать, я не знаю "зачем" лесбиянки читают о лесбиянках. Переадресовала этот вопрос друзьям и подругам у себя в тематическом ЖЖ, но никто так и не нашел что сказать... Если бы вопрос стоял - "Почему", то ответила бы: подобное тянется к подобному…


НАТАЛЬЯ РУБАНОВА


Когда говорят, что "гендерные стереотипы" влияют на покупательский спрос, остается развести руками, ведь пресловутые "гендерные стереотипы" - как, впрочем, и само понятие пола (М, Ж, вариации на тему) - не более чем миф. Любой талантливый автор выше прокрустовых комьюнити-рамок: ему скучно писать для специализированной аудитории, потому как это неизбежно сузит область его, так скажем, художественных притязаний. Деление книжного потока на сегменты (книги для женщин и пр.) - всего лишь коммерческая уловка, к литературе отношения не имеющая. Какую нишу вы отведете "Тюремной исповеди" Уайльда или "33 уродам" Зиновьевой-Аннибал? Разумеется, эту блистательную прозу можно легко "подверстать" под т.н. формат ЛГБТ-изданий, однако "подверстка" выйдет весьма условной. "Уж сколько раз твердили миру!.." - нет литературы для ТЕХ или ЭТИХ (М, Ж, вариации на тему): есть лишь талантливая и второсортная. Есть только книга для человека, по образу и подобию Творца созданного - созданного, если верить Хроникам Акаши, изначально двуполым. Литература - тот же, возможно, андрогин: ну а о надгендерности автора говорить, наверное, и вовсе нет смысла - настоящий писатель является эстетическим "транссексуалом" (транс - от "трансцендентность").


ИРИНА ГОРЮНОВА


…Я не уверена, что рука лесбиянки или гея протягивается к моей книге чаще, чем рука гетеросексуального человека. Впрочем, не знаю, подобного опроса я не проводила. Если это и так, то только потому, что в гетеросексуальном мире часто относятся к сексуальным меньшинствам, как людям больным, неадекватным.

Почему эта книга и эта тема? Это сложный вопрос. Что вижу, что меня волнует, о том я и пишу. Пытаюсь разобраться в этом мире. Пытаюсь осознать, что чувство любви вне пола, оно прекрасно по своей сути, если эта любовь безусловна и безгранична. А еще я пытаюсь понять, почему мы совершаем столько глупых ошибок. И сами портим себе жизнь. И не можем воспитать детей...

...В любви. Без предрассудков, без социальных соглашений, вбитых в нас семьей, школой, средствами массовой информации... Я пытаюсь писать так, как чувствую - не одобряя, не осуждая, показывая, что это чувство может принести как боль, так и радость, в зависимости от того, как мы себя ведем.

январь 2010 года



О людях, упомянутых в этой публикации



· Ольга Герт
· Ольга Погодина-Кузмина
· Ирина Горюнова
· Лия Киргетова
· Наталья Рубанова

Смотрите также


· "Лесбийская проза 2009"