Российский литературный портал
GAY.RU
  ПРОЕКТ ЖУРНАЛА "КВИР" · 18+

Авторы

  · Поиск по авторам

  · Античные
  · Современники
  · Зарубежные
  · Российские


Книги

  · Поиск по названиям

  · Альбомы
  · Биографии
  · Детективы
  · Эротика
  · Фантастика
  · Стиль/мода
  · Художественные
  · Здоровье
  · Журналы
  · Поэзия
  · Научно-популярные


Публикации

  · Статьи
  · Биографии
  · Фрагменты книг
  · Интервью
  · Новости
  · Стихи
  · Рецензии
  · Проза


Сайты-спутники

  · Квир
  · Xgay.Ru



МАГАЗИН




РЕКЛАМА





В начало > Публикации > Статьи


"Мертвый грозный с окровавленною бритвой"

И на путь меж звезд морозных
Полечу я не с молитвой
Полечу я мертвый грозный
С окровавленною бритвой.

В.Хлебников.
Памяти Ивана Игнатьева

Моим любовникам посвящаю


Эшафот. Эго-футуры. Моим любовникам посвящаю. СПб, 1913

В 1914 году вышел сборник стихов Игнатьева под названием "Эшафот. Эгофутуры". Туда вошли практически все произведения поэта, которые были опубликованы ранее в альманахах "Петербургского глашатая", и некоторые новые стихи. Само название, конечно, обращает на себя внимание. Но в преломлении к эгофутуризму ничего рокового и знакового для судьбы в нем нет. Гораздо более интересным в этом отношении представляется подзаголовок к сборнику "Моим любовникам посвящаю". В сборник вошло двадцать стихотворений. Лишь два из них имеют посвящения. Одно - "Почему Я не Арочный Сквозь?" - Василиску Гнедову, второе - "Улыбнется Ведьма Элегическая..." - Всеволоду Мейерхольду.

В "Эшафоте" неоднократно обыгрывается тема смерти и казни. Но при этом смерть представляется как некое театральное действие: "Хочу Неестественности трагической", в "третьем звонке"... и т. д. Эшафот для поэта - та же сцена, на которой он собирается играть свой последний спектакль и в котором он хочет исполнить главную трагическую роль. Каждое стихотворение автор сборника шифрует достаточно простым (хотя иногда и бессмысленным) кодом. Недаром в подзаголовке он пишет: "Моим любовникам" - во множественном числе. Чаще всего этот код он передает через графику: чередование заглавных и строчных букв, опусы, числа. Показательным в этом отношении представляется стихотворение Всеволоду Мейерхольду, где заглавными буквами выделяются инициалы актера:

Расстегните Шокирующую Кнопку
И садитесь в Аэро-кэб.
Я промчу Вас Мудрою Тропкой
В республику покоренных Амеб.

В первой и последней строфах выделяются инициалы В.Э.М. - Всеволод Эмильевич Мейерхольд (герой предлагает ему расстегнуть Шокирующую Кнопку, иначе говоря, - ширинку). Подобное можно увидеть и в других текстах сборника. Например, в стихотворении, посвященном Василиску Гнедову, где основные смыслонесущие слова начинаются с инициалов В.Г.:

Почему Я не арочный сквозь?
Почему плен Судьбы?
Почему не средьмирная Ось,
Я средьмирье борьбы.
Почему не рождая рожду?
Умираю живя?
Почему оживая, умру?
Почему Я лишь "я"?
Почему "я" мое - Вечный Гид,
Вечный Гид без Лица?
Почему Безначальность страшит
Бесконечность Конца?
Я не знаю Окружности Ключ
Знаю: кончится Бег,
И тогда я увижу всю Звучь

Любовь к себе

Лирический герой - Он (или Я), мечтающий иметь интеллектуальную, эмоциональную и, наконец, физическую связь с мужчиной: "Ходим путьми василисковыми И Он, и Я!...". Многие стихи созданы не просто в "голубой" эротической манере Верлена и Рембо, но напоминают эротические стихи Баркова ("О, мой Горящий Взмах!"). Беда лирического героя Ивана Игнатьева в том, что он никого не любит, кроме себя. Никто не понимает его лучше, чем он сам. Он - Вселенная, им самим созданная, и в этой Вселенной нет места ни для кого другого. В стихах Игнатьева весь мир кружится вместе с ним в какой-то содомийской вакханалии. И эта вакханалия обычна и для мира, и для Ивана Игнатьева, и для его "любовников". Они вместе "завораживают" ее "василисковым" взглядом.

Рассматривать стихи Ивана Игнатьева необходимо в русле изданной им как теоретиком эгофутуризма "грамоты интуитивной ассоциации". И тогда все возможно понять. И временную (от похабной лубочной поэзии 18 века), и эпохальную (новый век - время технического прогресса: авто, аэропланы, электричество), и скрытую эротическую и эксбиционистскую связь. И если Игорь Северянин в 1910 году заявляет о себе как о поэте-иронике, то Иван Игнатьев провозглашает себя поэтом "memento mori", помнящим смерть во всех радостях и горестях этой жизни. "Любовь к себе - начало романа, который длится всю жизнь", - писал О. Уайльд, и, стоит добавить, который обычно заканчивается смертью. Иван Игнатьев не был выдающимся поэтом своего времени. Но стихи его интересны, как интересно любое явление жизни, когда граница между реальной жизнью и искусством размывается и становится нечувствительной.

Стихи Игнатьева - выражение его внутреннего состояния, его смерть,продолжение творческого процесса художника. Так или иначе они переплетены настолько тесно, что составляют единое целое. Присутствие мотивов самоубийства, гомосексуализма и онанизма очевидно в его единственном сборнике,  изданном незадолго до самоубийства. Им подчинено все действие "Эшафота", финал которого был разыгран в действительности.

Алексей Кудринских



О людях, упомянутых в этой публикации



· Иван Игнатьев-Казанский