В начало
> Публикации
> Статьи
Виктор Ерофеев и Альфред Шнитке: в поисках "...Идиота"
Тринадцать лет назад композитор Альфред Шнитке - главная фигура советского музыкального авангарда - написал оперу, основой для которой стал рассказ Виктора Ерофеева "Жизнь с идиотом". Писатель Виктор Ерофеев на Gay.Ru имеет постоянную дислокацию. Правда, в разделе "Натуралы", где представлен он очень широко. Стало быть, никак нельзя сказать, что геям он не интересен. И вполне вероятно, что именно "Жизнь с идиотом" тому причиной.
Виктор Ерофеев и Альфред Шнитке
|
|
В основе истории - рассказ об интеллигенте, который из альтруистических побуждений взял к себе "на воспитание" умалишенного. Вова (так зовут идиота) вносит свои правила в размеренную жизнь семьи. "Поначалу Вова был очень тихий: только шаркал тапочками и отъедался". Затем Вова начал буйствовать и гадить. Соблазнил жену героя, а затем влюбил в себя и его самого. Интеллигент полюбил Вову по-настоящему, несмотря на его буйства и склонность к садизму. Или благодаря им… Ревность жены, ее душевная болезнь и смерть от Вовиной руки приводит к сумасшествию и главного героя. Он повторяет путь возлюбленного: попадает в дом умалишенных, откуда его берет к себе некий дипломат Крег Бенсон, в доме которого герой и пишет свой рассказ. Рассказ о жизни с идиотом, с любимым идиотом.
Альфред Шнитке долгое время не писал опер и первое произведение, из-за которого он отступил от своего почти правила, стал рассказ "Жизнь с идиотом". Либретто к опере сочинил сам Ерофеев. "Как-то во время перестройки на мой вечер в Пушкинской библиотеке - рассказывает писатель, - он (Альфред Шнитке - Gay.Ru) пришел, услышал рассказ и сказал: "Я хочу написать оперу!" - "Дело хорошее, - ответил я, - но нет такого либреттиста в стране". "Вот тогда ты и пиши", - парировал композитор.
А я и оперу не очень люблю, и либретто никогда не читал. "Вот тогда точно хорошее напишешь. У тебя должно получиться". Я сочинил черновик за неделю, показал ему. Думал, что мы, как Чичиков с Маниловым будем сочинять. Он позвонил через пару недель: "Все нормально, мне подходит".
Мировая премьера состоялась в Амстердаме в апреле 1992 года. Музыкальным руководителем спектакля стал Мстислав Ростропович, а режиссером-постановщиком - легендарный Борис Покровский. В этой постановке Ростропович выступил и как дирижер, и как виолончелист, и как пианист. Сразу два певца-баритона исполняли роль героя - Дейл Дассинг (Dale Dussing) и Роман Бишофф (Roman Bischoff), жену пела немецкая сопрано Тереза Рингхольц (Teresa Ringholz), партия Вовы досталась темнокожему тенору Говарду Хаскину (Howard Haskin). Постановка была записана и выпущена на CD.
|
Немецкая премьера ''Жизни с идиотом'' (1996)
|
После мировой премьеры либретто ставилось уже многократно, что для современных опер явление достаточно редкое. Три раза в Германии, по одному разу в Вене, Лондоне, Москве и Новосибирске. И почти везде постановки сопровождались скандалами. Перед лондонской премьерой в театре "Колизеум" в постановку вмешалась цензура. Для английского театра случай абсолютно исключительный. Причем вмешивалась дважды!
Сначала за несколько часов до премьеры к показу были запрещены некоторые сцены. А уже перед вторым спектаклем были изъяты выжившие перед премьерой сцены с брызгами спермы и гей-секса в ванной. Московская постановка (опять же Покровского) пострадала из-за того, что, как говорит Ерофеев, "оперу запретили по соображениям общественной безопасности. Пришли какие-то люди, стали кидаться яйцами и камнями и попали в голову мексиканскому послу".
В 2003 году "Жизнь с идиотом" поставил Новосибирский театр оперы и балета. Над спектаклем работали дирижер Евгений Волынский, польский режиссер Генрих Барановский и сценограф Давид Боровский. Спектакль получил высокую оценку музыкальной критики, а через год был удостоен 3-х (а номинирован в 6-ти) премий "Золотая маска", в том числе, как "Лучший оперный спектакль". Опера была показана на гастролях в Москве, Германии (Берлин, Мюнхен и Магдебург) и Италии (Рим).
Сцена из спектакля ''Жизнь с идиотом'' новосибирского Театра оперы и балета
|
|
Кроме воплощения на оперной сцене, рассказ Ерофеева получил продолжение в фильме известного режиссера Александра Рогожкина (1993 год). В фильме снялись Анжелика Неволина, Александр Романцов, Сергей Мигицко и др.
"Это было чистое кино, без оттенка игривой постмодернистской иронии - жестокое, прямое, гипнотизирующее своим уродством, провоцирующее нервический смех, - пишет об этом фильме "Новейшая история отечественного кино 1986-2000" Кинословарь в трех томах". - И хотя фильм во многом связан с русской литературной традицией, автор предугадал в нем еще и тему, которую спустя несколько лет сделает достоянием мирового внимания Ларс фон Триер: поиски "внутреннего идиота".
Картина была удостоена Приза "Призрак Марлен" самому странному фильму от газеты "Культура" и галереи "Соц"арт" на фестивале "Литература и кино" в Гатчине (1995), Приза нидерландской кинокритики на Международном кинофестивале в Роттердаме (1994), Премии киностудии "Ленфильм" оператору и за лучшую актерскую работу Анжелике Неволиной (обе 1993).
Произведение Виктора Ерофеева уже давно переросло во что-то большее, нежели просто эпатажный рассказ. Вместе с оперой и фильмом он завоевывает все более широкую аудиторию во всем мире. История о жизни и любви обыкновенного человека и идиота стала одним из знаковых явлений русского авангарда.
Wolfgang Melchior
16 августа 2005
О людях, упомянутых в этой публикации
· Виктор Владимирович Ерофеев
Смотрите также
· Виктор Ерофеев в разделе "Натуралы" на Gay.Ru