Российский литературный портал
GAY.RU
  ПРОЕКТ ЖУРНАЛА "КВИР" · 18+

Авторы

  · Поиск по авторам

  · Античные
  · Современники
  · Зарубежные
  · Российские


Книги

  · Поиск по названиям

  · Альбомы
  · Биографии
  · Детективы
  · Эротика
  · Фантастика
  · Стиль/мода
  · Художественные
  · Здоровье
  · Журналы
  · Поэзия
  · Научно-популярные


Публикации

  · Статьи
  · Биографии
  · Фрагменты книг
  · Интервью
  · Новости
  · Стихи
  · Рецензии
  · Проза


Сайты-спутники

  · Квир
  · Xgay.Ru



МАГАЗИН




РЕКЛАМА





В начало > Публикации > Статьи


Лесбийская любовь необходима


Франсуа Буше. Юпитер и Каллисто (Юпитер соблазняет Каллисто, приняв облик Дианы)

Ольга Царева: Оля, Вы философ-профессионал и лесбиянка. Можете ли Вы дать философское обоснование лесбийской любви? Ведь причины гомосексуализма ищут в генотипе, в социальной среде, в извращенных наклонностях. А можно ли с точки зрения философии обосновать истоки этого явления?

Ольга Герт: Философское обоснование гомосексуальной любви мужчины к мальчикам было дано Платоном. В частности, можно прочитать его диалог "Пир", чтобы понять, что гомосексуальная любовь, с точки зрения философа, предпочтительнее гетеросексуальной в то время, когда общество находится в периоде становления патриархальной цивилизации. Во времена Платона наследие матриархата было еще очень сильно, оно сохранялось в мифах, традициях, некоторых ритуалах, и для того, чтобы избавиться от него, превозмочь его в себе, необходима была победа мужских ценностей в сознании людей и в их бытии. Мужскими ценностями, требующими обоснования в первую очередь, были порядок, справедливость, иерархия, что в конечном итоге выливалось в идею государства.

О.Ц.: У меня всегда вызывало внутреннее сопротивление понятие "справедливость", и хотелось заменить его понятием "милосердие", которое, с моей точки зрения, более человечно.

О.Г.: Именно потому, что человек в Вас - женщина. Цивилизация, построенная на мужских ценностях, существует для мужчин, где женщина рассматривается как средство, а не как цель в самой себе, и поэтому женщина в ней гибнет. Вот этот процесс распада и вызывал в Вас внутреннее сопротивление, как мне кажется.

О.Ц.: Но почему Платон хотел обосновать именно мужскую цивилизацию?

О.Г.: Почему именно мужскую - сказать сложно. Так как, например, Восток по этому пути не пошел. В Древней же Греции, так до конца и не проясненным образом, сложились социальные, экономические, культурные и психологические предпосылки той цивилизации, в которой мы с вами и живем. Платон работал на обоснование этой идеи общества, я думаю, и сам не осознавая конечные причины - почему именно этой. Так что, примем данные как факт. Идея государства для философа во многом была синонимична идее Абсолютного Блага. Душа человеческая томится в клетке тела. Она видела уже идеальный мир и не осознанно влечется туда вернуться. Государство на земле строится по модели идеального мира. Восхождение же к этой модели начинается с самых простых, основополагающих отношений между людьми: отношения человека к человеку. Для Платона человек - это прежде всего мужчина.

О.Ц.: А кем являлась для него женщина ?

О.Г.: А женщина должна была стать средством для продолжения рода и только. Государство строили мужчины, и путь возрождения к идее государства, к Абсолютному Благу, к идее как таковой шел через однополую любовь мужчин к мальчикам. Мальчик в этом случае воспринимался не как средство для продолжения рода, а как цель, ценность, идея. То есть через отношения между мужчинами устанавливались отношения в государстве как иерархично устроенной системе, где есть старшие и младшие, отдающие и принимающие, подчиняющие и подчиняющиеся. Именно мужские отношения цементировали общество, на их основе строилась патриархальная цивилизация. Они возвышали души людей, в них объективировался дух человеческий.

О.Ц.: То есть для того времени это было шагом вперед в раз витии человечества?

О.Г.: Да. На их основе развивается человеческая духовность и социальность, идёт оттачивание логического мышления человека, его рациональности.

О.Ц.: Почему на уровне матриархата этого не происходило?

О.Г.: Процесс шел, но рамки материнских отношений сдерживали его, и их необходимо было разрушить. Семья, где в центре мать, довольствуется именно семейными отношениями и не поднимается к построению социальности в виде государства. Ведь матриархат существовал очень долгое время, весь период становления человечества, когда природные корни были чрезвычайно сильны и практически незыблемы. Мать, женщина, как раз и являлись для человека его природой. На этой основе развитие зарождающейся культуры духа было невозможно, поэтому и возникает в определенный период развития мужская, патриархальная цивилизация, или, как ее сейчас называют, фаллологоцентрическая. Мужская гомосексуальная любовь выражала квинтэссенцию этой цивилизации: она как бы вытягивала вверх, выстраивала общество по принципу приоритета мужских ценностей. Поэтому наиболее значима педерастия была в начале этого построения. Платон рассматривает эту гомосексуальную любовь не как любовь к телу, а именно к духу, к идее мужественности, которая воплощалась в облике юноши. Юноша был не средством, а ценностью в себе. Ценностями же, которые он олицетворял, были: мера, порядок, справедливость. Цивилизация, построенная на этих ценностях, существует уже около трех тысячелетий. И в наше время очень многие философы говорят о кризисе фаллологоцентрической цивилизации. То есть те ценности, которые в период формирования были движущим началом этой цивилизации, теперь завели общество в тупик.

О.Ц.: И какой же выход возможен из ситуации кризиса?

О.Г.: Вот это-то и интересно: сейчас появилась идея, и она все больше крепнет в умах мыслителей, - идея приоритета женских ценностей над мужскими. Считается, что женщина, ее женское начало, может вывести человечество из кризиса. И именно поэтому лесбийская любовь так важна сейчас, в конце XX века.

О.Ц.: Давайте договоримся о терминах. Что подразумевается под "лесбийской любовью"? Мне лично импонирует определение психолога Эвы Буйны из Дюссельдорфа, что "лесбиянка - всякая женщина, связывающая сферу своих эмоциональных и физиологических переживаний с другой женщиной, независимо от того, имеет ли она с ней сексуальный контакт".

О.Г.: Да, под таким определением подписалась бы и я. Любовь как таковая не всегда предполагает секс. Любовь - это отношение человека к другому человеку как к цели, причем, к обоюдной цели этих двух людей. Нравственный императив И. Канта гласит: "Не относись к другому как к средству, а только как к цели в самом себе". В любви Другой становится целью для любящего, точно так же как он является целью для самого себя, и наоборот. Таким образом, у любящих появляется обоюдная цель - они сами в своей целостности. Лесбийская любовь - это любовь женщин друг к другу, которая предполагает отношения, построенные именно по принципу цели и ценностей. Если мужчина в женщине преимущественно видит средство (для продолжения себя в потомстве, для удовлетворения своих сексуальных потребностей) или объект для своего внимания, вдохновения, восторга, то женщина любит в другой женщине себя, ее и их общие женские ценности. Таким образом, сейчас, когда именно женским ценностям придается первостепенное значение, лесбийская любовь, культивирующая эти ценности, и необходима не только самим лесбиянкам, но и всему человечеству.

О.Ц.: А Вы не идеализируете лесбийские отношения? Ведь и в них зачастую женщина смотрит на другую как на средство.

О.Г.: Возможно, идеализирую, но не больше, чем Платон идеализировал педерастию. И, однако же, государство было построено, цивилизация образовалась. Именно в этой цивилизации среди людей, которые развивали культуру, было много гомосексуалистов (Шекспир, Монтень, Леонардо да Винчи, О. Уайльд, Т. Уильямс и многие другие).

О.Ц.: Но ведь мужчина считает, что вся корысть идет от женщины?

О.Г.: Я думаю, это мнение именно мужчины. Он женщину такою видит и такою делает. Женщина же, обратившись к своим началам, видит в другой воплощение женских ценностей, жаждет их обретения как противостояния мужским ценностям, которые женщину в женщине душат.

О.Ц.: В чем, на Ваш взгляд, состоят женские ценности?

О.Г.: Очень правильный и очень трудный вопрос. Дело в том, что одной из основных мужских ценностей является рациональность, поэтому и все остальные мужские ценности можно сформулировать и причинно обосновать. У женщины же над рациональностью превалируют интуиция, чувственность и эмоциональность. Именно поэтому понятийно определить женские ценности так трудно. Единственная ценность, с которой пока соглашается большинство этиков, - это материнская любовь в ее безусловном отличии от отцовской. Я бы отнесла к женским ценностям еще равнозначность в отличие от иерархии и биполярность (по принципу: белое - черное), диалогичность, или полифоничность, в отличие от монологичности и центризма мужской цивилизации, а также энтропию, или хаос, в отличие от порядка.

О.Ц.: Было интересно услышать еще одну точку зрения на лесбийскую любовь. А диапазон их велик: от требования смертной казни в Иране до Вашего обоснования ее как жизненно необходимой обществу. Не метание ли это из крайности в крайность - от презрения до возвеличивания? Ведь можно от комплекса неполноценности такое о себе возомнить... Где "золотая середина "?

О.Г.: Середина - в толерантном отношении всего общества к гомосексуальной любви. Я бы даже сказала - к любви как к таковой, потому что любовь в целом, на мой взгляд, воспринимается обществом как нечто инородное, анормальное. Возможно, я излишне возвеличиваю значение лесбийской любви в обществе, но, во-первых, я действительно вижу наметившуюся тенденцию перехода к цивилизации, построенной на женских ценностях, а во-вторых, излишние восторги обусловлены негативным отношением общества к гомосексуализму.

О.Ц.: Не решаете ли Вы таким образом свои личные комплексы?

О.Г.: Решаю, но не только личные, а и подруг-лесбиянок, и всего общества в целом, у которого имеется комплекс в отношении инородного, комплекс "врага".

О.Ц.: Какую роль Вы отводите мужчинам в этом выстраиваемом обществе?

О.Г.: Значительную. Сам термин "фаллологоцентрическая цивилизация" со всем вкладываемым в него негативным смыслом был введен мужчинами и они первыми заговорили о необходимости перехода к женским ценностям.

О.Ц.: На лекциях по философии Вы своим студентам подобные взгляды излагаете?

О.Г.: Увы, нет. Боюсь потерять рабочее место.

О.Ц.: Есть ли у Вас, в Вашем уральском городе, единомышленники?

О.Г.: Не знаю. В провинции очень трудно выйти на женщин лесбийской ориентации. Для мужчин какие-то "плешки" существуют, а женщины все еще пребывают в подполье. Конечно, хотелось бы обсудить мучающие проблемы, но для этого пришлось ехать в Москву. Спасибо Вам за предоставленную возможность быть услышанной.

Софа Сафо №1